Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Спутниковый интернет может быстро помочь дистанционному обучению

Пандемия коронавируса и переход учащихся на дистанционные формы обучения выявили неготовность коммуникационной инфраструктуры к резким всплескам потребления трафика, особенно в удаленных регионах, не обеспеченных оптоволоконной связью.

Спутниковый ШПД, организованный по технологии VSAT, позволяет добиться быстрого эффекта в тех случаях, когда, во-первых, существуют необходимые технические ресурсы — охват регионов высокомощными лучами спутников с высокой пропускной способностью, во-вторых, господдержка, позволяющая пользоваться оборудованием и спутниковым ресурсом.

Федеральная комиссия по связи США (FCC) установила критерий широкополосного подключения: скорость в прямом и обратном каналах должна составлять 4/1 Мбит/с (в некоторых штатах — 6/1 Мбит/с). Переход на удаленную работу и дистанционное обучение показал (https://vtdigger.org/2020/05/07/with-poor-internet-at-home-some-educators-teach-from-their-cars-%EF%BB%BF/) недостаточность таких скоростей подключения, поскольку они не позволяют гарантированно проводить онлайн-уроки, особенно с учетом того, что подобные услуги требуются более чем одному члену семьи. По обновленному критерию FCC предусматривается подключение 25/3 Мбит/с. Но по этому стандарту, например, в штате Вермонт пости 70 тысяч домохозяйств подключения не имеют (https://publicservice.vermont.gov/content/broadband-availability). Спутниковый интернет позволяет (https://vtdigger.org/2020/05/07/with-poor-internet-at-home-some-educators-teach-from-their-cars-%EF%BB%BF/) пользоваться электронной почтой. Преподаватели ведут уроки из автомобилей, найдя подходящую Wi-Fi-сеть, зачастую в нескольких десятках километров от дома.

В Калифорнии строительство сотовых вышек затруднено (https://thesungazette.com/article/news/2020/05/06/rural-residents-are-left-disconnected/) экологическими ограничениями и сложным рельефом. Отмечается, что услуги спутникового интернета дороги для жителей удаленных областей.

Для некоторых жителей штата Юта именно спутниковый интернет стал (https://moabtimes.com/2020/05/01/where-is-broadband-available-in-moab/) единственной возможностью быстро получить достойное интернет-подключение. Жители пользуются услугами провайдера HughesNet, предоставляющего скорость доступа до 25/3 Мбит/с с ежемесячными лимитами от 10 Гб до 50 Гб. При этом, например, единственный в регионе оператор фиксированной беспроводной связи предлагает скорость 15/3 Мбит/с.

Сотовые операторы предлагают 20/3 Мбит/с, но у них очень низкие лимиты, недостаточные для полноценной работы и учебы.

12 мая несколько конгрессменов от Демократической партии США представили (https://www.theverge.com/2020/5/12/21256466/house-democrats-nancy-pelosi-broadband-infrastructure-heroes-act-trillion-billion) законопроект о противодействии эпидемии коронавируса, в котором, помимо прочих мер, предлагается выделить около $5,5 млрд на ликвидацию цифрового разрыва, по крайней мере, до конца пандемии. При этом $1,5 млрд должны быть выделены немедленно для поддержки дистанционного обучения.

В Канаде жителям удаленных регионов пришлось подключаться к спутниковому интернету после начала пандемии. В условиях дистанционного обюучения и удаленной работы 20 Гб в месяц, которые дает провайдер, требуют очень экономного расходования трафика (https://www.guelphtoday.com/wellington-county/rural-internet-issues-put-in-sharper-focus-during-pandemic-2317681). 50 Гб в месяц с гарантией хватает на двух работающих и двух учащихся членов семьи, но это требует дополнительных $200 в месяц. Отмечается, что людям (особенно учащимся) крайне трудно расставить приоритеты при планировании потребления трафика.

Иракский Курдистан пока не способен реализовать программу по обеспечению жителей интернетом, поэтому Министерство образования страны при поддержке ЮНИСЕФ запустило (https://reliefweb.int/report/iraq/new-satellite-tv-education-channel-will-support-15-million-learners-kurdistan-region) спутниковый телеканал для поддержки школьного обучения. По оценкам, его зрителями станут около 1,5 млн курдских детей.

Представитель ЮНИСЕФ в Ираке Хамида Ласеко отметила, что приблизительно 10 млн детей и молодых людей по всему Ираку пострадали от закрытия школ, при этом они становятся уязвимы для эксплуатации и принуждению к ранним бракам. ЮНИСЕФ планирует дальнейшую поддержку Министерства образования в том числе и в организации интернет-доступа в удаленных регионах.

Министр образования, молодежи и информации Ямайки Карл Самуда, объявляя 8 мая о закрытии школ до сентября, заявил, что ведомство в рамках программы дистанционного обучения eHomeSchool подписало (https://jis.gov.jm/education-ministry-signs-mou-to-enhance-learning-for-all-children/) меморандум о взаимопонимании с оператором ReadyTV о доставке учебных программ тем студентам, которые не имеют доступа к интернету. В рамках программы будет организован спутниковый образовательный телеканал, а более чем 31 000 учащихся, проживающих в 300 удаленных поселениях, обеспечат спутниковым интернет-доступом. Также министр отметил, что государство должно сделать услугу интернет-доступа для образовательных учреждений бесплатной либо отрегулировать цены на нее.

В России введенные в связи с пандемией ограничения также выявили ряд проблем с коммуникационной инфраструктурой. В малых населенных пунктах, где операторам невыгодно развитие сетей связи, проявился (https://tass.ru/obschestvo/8442639 ) недостаток ресурсов для онлайн-обучения. В некоторых регионах для поддержки дистанционного обучения удалось ускорить реализацию работ в рамках госпрограмм. В других образовательным учреждениям и самим учащимся приходится искать выход самостоятельно. Например, в деревне Новопетровка Октябрьского района Пермского края ученики для отправки домашнего задания залезли (https://59.ru/text/education/69248281/) на старую вышку сотовой связи. В краевом учреждении Минкомсвязи сообщили, что деревня Новопетровка (127 жителей) получит оптоволокно в рамках программы «Устранение цифрового неравенства» (УЦН). Но сроки выполнения программы устанавливает компания, которая будет заниматься УЦН, хотя сейчас сроки корректируются. Также в Минкомсвязи отметили, что услуги спутниковой связи доступны на территории всего Пермского края. Однако информации о какой-либо программе поддержки срочного подключения удаленных населенных пунктов для организации дистанционного обучения, пока нет.
***