Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Eutelsat отказывается от ViaSat-3 в пользу Orange в партнерстве с Thales; ViaSat сообщает, что её приход в Европу всё равно состоится.

Питер Б. де Селдинг
edge
Слева направо: Патрис Кейн, Генеральный директор Thales Group; Дельфин Жени-Стефан, Министр экономики и финансов Франции; Родольф Бельмер, Исполнительный директор Eutelsat; Жюльен Денорманди, Министр Франции по вопросам местного самоуправления; и Стефан Ришар, Исполнительный директор Orange. Источник: Eutelsat

ПАРИЖ – 5 апреля оператор спутниковой связи Eutelsat заявил, что он откажется от запланированного расширения совместного предприятия с ViaSat Inc. и приобретет спутник широкополосной связи у франко-итальянской компании Thales Alenia Space после обеспечения дистрибьюторских обязательств оператора мобильной сети и поставщика Интернет-услуг Orange и поставщика услуг связи Thales Group.

Слухи о соглашении под названием Konnect VHTS распространялись в течение нескольких месяцев. Одобрение французского правительства ослабляет то, что отраслевые чиновники называют интенсивным давлением на парижского оператора Eutelsat при выборе европейского варианта для реализации своих будущих планов по использованию широкополосного доступа, не уступив соблазнам американской компании.

ViaSat предложила предоставить спутник ViaSat 3 с пропускной способностью 1 терабит в секунду над Европой в соответствии с договором между двумя компаниями, каждая из которых оплачивает расходы в сумме, приблизительно равной 600 млн. долл. США.

Но Eutelsat, частная компания, котируемая на Парижской фондовой бирже, в итоге нашла лучшее предложение, отвечающее интересам французского правительства и отрасли, в отличии от проекта ViaSat.

RB
Разворачивая новые паруса: Ричард А. Болдридж, президент и главный операционный директор ViaSat, сказал, что компания, расширяя свое присутствие в Европе, теперь перейдет к ViaSat-3 в регионе EMEA без участия Eutelsat. Источник: ViaSat

«Инвестиции в Konnect VHTS заменяют проект совместных инвестиций с ViaSat в спутник ViaSat-3 для Европы, Африки и Среднего Востока и покрываются капитальными затратами Eutelsat, составляющими в среднем 420 млн. евро [516 млн. долл. США] в год», – сообщил Eutelsat 5 апреля.

В своем заявлении президент ViaSat Ричард А. Болдридж отметил, что компания перейдет к проекту спутника ViaSat-3 над Европой, Средним Востоком и Африкой (регион EMEA), несмотря на решение Eutelsat «использовать альтернативу на местном рынке».

«Как мы ранее комментировали, переговоры по сделке ViaSat-3 были очень сложными, – сказал Болдридж. – Хотя мы надеялись достичь соглашения о новых емкости для региона EMEA, мы так и не смогли преодолеть некоторые основополагающие принципы».

«ViaSat по-прежнему полна энтузиазма в отношении программы ViaSat-3 для EMEA, которая уже началась и идет полным ходом. Компания считает, что потенциальные региональные партнеры имеют значительный интерес к этой программе. В виду отсутствия обязательного соглашения с Eutelsat по спутнику ViaSat-3 для региона EMEA, план капиталовложений Viasat не зависит от участия Eutelsat в контексте продолжения программы ViaSat-3. После запуска ViaSat-3 будет являться спутниковой системой с самой большой спутниковой емкостью в мире, обеспечивающей совокупную пропускную способность свыше 1 терабита в секунду для удовлетворения растущих потребностей жилого сектора, коммерческой авиации, морского флота, предприятий и государственных секторов в широкополосном доступе.

«Сегодняшние новости не оказывают прямого влияния на существующие контракты. Совместное предприятие [ViaSat-Eutelsat], проработавшее более одного года, по-прежнему будет регулироваться существующими соглашениями. Спутник KA-Sat, находящийся в совместной собственности, в настоящее время обслуживает коммерческую авиацию Viasat и государственных заказчиков, а также абонентов прямого спутникового вещания по всей Европе».

Второй этап совместного предприятия Eutelsat-ViaSat укрепил бы текущее совместное предприятие, в котором ViaSat владеет контрольным пакетом при продаже европейским потребителям широкополосных возможностей спутника Ka-Sat, принадлежащего компании Eutelsat и ViaSat-2, принадлежащего компании ViaSat.

5 апреля пресс-секретарь Eutelsat сказала, что компания приняла решение о том, что она называет программой Konnect VHTS с Thales, исключительно на основании экономических соображений. По словам пресс-секретаря, соглашение Thales-Orange обеспечивает пропускную способность 1 гигабит в секунду по ставкам, более выгодным для Eutelsat, чем соглашение о ViaSat-3. Сам спутник, емкостью 500 Гбит/с, составляет около половины мощности, обещанной ViaSat-3.

В рамках соглашения с Eutelsat Thales Group заключила дистрибьюторское партнерство «в частности, [для] рынка услуг связи с правительственными каналами», - сообщил Eutelsat в своем заявлении.
Оператор интернет-услуг и мобильной сети Orange согласился на розничное партнерство с Eutelsat «для решения проблемы рынка фиксированного широкополосного доступа в европейских странах, где [Orange] имеет розничное присутствие», - заявил Eutelsat.

Возможно даже, что Orange подписал бы такое соглашение и с ViaSat в качестве спутникового провайдера. Вполне вероятно, Thales остался в стороне, не желая иметь производителя спутников с контролирующим участием в качестве главного подрядчика. Не ясно, заключили ли Thales или Orange контракт на условиях «бери или плати», который бы гарантировал Eutelsat прибыль вне зависимости от потребления коммерческим или государственным сектором.

Пресс-секретарь Eutelsat заявила, что ключевым фактором в соглашении являлось то, что партнерство Thales/Orange позволяет Eutelsat выбирать собственных партнеров в наземном сегменте, в отличие от сделки с ViaSat, которая бы навязывал свои решения. ViaSat и её конкурент из США, Hughes Network Systems, утверждают, что тесная взаимосвязь между космической и наземной инфраструктурой обеспечивает эффективность сети, которую трудно воспроизвести, если спутниковые и наземные системы создаются отдельными компаниями. Поставщики наземных систем, такие как Newtec из Бельгии и Gilat из Израиля, оспаривают это утверждение.
Потребуется время для того, чтобы определить, предлагает ли Thales реальную экономию для Eutelsat сравнительно с подключением к ViaSat. Пресс-секретарь Eutelsat заявила, что существующее совместное предприятие с ViaSat будет продолжать свою деятельность и что решение о его будущем будет принято компаниями позднее.

sat_pr_500
Дружба с выгодой: Eutelsat заявил, что созданный Thales спутник с пропускной способностью 500 Гбит/сек., учитывая обязательства Orange и Thales, будет более экономичным с точки зрения стоимости одного гигабита по сравнению с вариантом ViaSat-3 с пропускной способностью 1 Тбит/сек. Источник: Thales

Французская отрасль давно лоббирует Eutelsat и правительство Франции, чтобы отказаться от сценария ViaSat-3 в пользу европейских решений. Жан-Лоик Галле (Jean-Loic Galle), исполнительный директор Thales Alenia Space, сказал в интервью, что его компания объяснила Eutelsat, что у них могут быть все экономические преимущества ViaSat-3, но с европейским спутником. «Больше нет необходимости обращаться к США за этой технологией», – сказал он.

Полностью осознавая политическое давление, ViaSat пошла на уступки, обеспечив легитимность своего присутствия Европе с помощью офисов в Швейцарии и Ирландии и даже предложив, чтобы строительством спутника ViaSat-3, который будет размещен над европейской территорией, занималась европейская компания Airbus Defense and Space. В этом сценарии вторая платформа ViaSat-3, которая строится Boeing Satellite Systems International, использовалась бы для охвата спутником ViaSat-3 Азиатско-Тихоокеанского региона.

Европейский опыт с ViaSat иллюстрирует трудности создания глобальной широкополосной сети без сильной региональной поддержки в каждой из зон покрытия. Ситуация в Азии, где ViaSat надеется разместить третий спутник ViaSat-3, предлагающий бесшовный глобальный охват, будет еще сложнее, чем в Европе. Нам еще предстоит наблюдать за стремлением ViaSat финансировать полную стоимость ViaSat-3 над регионом EMEA, а также еще одного спутника над Азией.

Спутник Connect VHTS, созданный Thales, который, по ожиданиям, при запуске будет весить 6300 кг, будет обладать пропускной способностью 500 Гбит/с и планируется к введению в эксплуатацию в 2021 году. По заявлению Eutelsat, хотя его общая пропускная способность меньше, чем у ViaSat-3, он будет более сфокусирован на территории Европейского Союза, тогда как ViaSat-3 имел бы большее географическое покрытие.
Независимо от финансовых компромиссов для Eutelsat, исполнительный директор Thales Group Патрис Кейн подчеркнул экономический патриотизм выбора Eutelsat:

«Благодаря такому партнерству Thales поддерживает Францию и Европу в их амбициозном стремлении обеспечить всеобщий доступ к высокоскоростному широкополосному доступу на всех своих территориях, - сказал Кейн в заявлении от 5 апреля. –

Мы чрезвычайно гордимся тем, что предоставляем нашим давним партнерам Eutelsat современный спутник, предназначенный для обслуживания рынков фиксированной и мобильной связи, а также для поддержки наших государственных заказчиков с целью охвата решений для систем связи по всей Европе. В полезную нагрузку спутника Konnect VHTS, построенный на нашей полностью электрической платформе Spacebus NEO, будет включено гибкое цифровое ПО VHTS с последними инновациями, полученными в результате значительного увеличения инвестиций в исследования и разработки и постоянной государственной поддержки со стороны [Французского космического агентства] CNES, Европейского космического агентства и французской инвестиционной программы [PIA, или Программа инвестиций в будущее]», - сказал он.

По словам Eutelsat, спутник Thales, созданный для широкополосной связи над Африки [BB4A], который будет запущен в 2020 году, инициирует обслуживание Konnect VNTS в Европе до запуска спутника Konnect VHTS.
***

Источник: Space Intel Report https://www.spaceintelreport.com/eutelsat-discards-viasat-3-in-favor-of-orange-thales-backed-open-standards-proposal/