Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Молодые европейские компании ломают стереотипы

Кендалл Расселл
По мере того, как группировки мини-спутников и 5G становятся всё ближе, появляется всё больше новых компаний, ищущих себе нишу в аэрокосмическом секторе. Так, в Европе, где наблюдается рост финансирования за счет государственных и венчурных капиталов, бурно развивается бизнес, ориентированный на будущее, который стремится коренным образом изменить привычные технологии связи. Смотри в оба, Силиконовая долина: скоро может появится новое средоточие высокотехнологичных проектов.

Inmarsat. Eutelsat. Intelsat. SES. Европа по праву заслужила репутацию инкубатора некоторых из наиболее успешных спутниковых операторов в мире. Начиная с 60-х, 70-х и 80-х годов, эти операторы доминируют в отрасли, несмотря на попытки вновь появившихся конкурентов захватить себе долю на рынке.
Однако в таком осторожном секторе, каким является спутниковый, одной хорошей идеи часто бывает недостаточно для того, чтобы успешно войти в дело.

Некоторые компании в США могут позволить себе наступать на пятки крупнейшим спутниковым операторам, потому что финансовые магнаты, стоящие за ними, могут покрывать расходы по реализации их дерзких проектов. Ярким примером тому служит компания SpaceX, которая теперь планирует запустить более 4000 спутников на околоземную орбиту (ОЗО), после того как уже вложила 1 млрд. долларов в свою кропотливо разработанную технологию повторного использования космических аппаратов.

Прочие предприниматели, обладающие не столь обильными ресурсами, обратили взор на другие звенья цепочки создания стоимости, стремясь извлечь из этого выгоду. Именно здесь молодые европейские компании уже начали заметно набирать обороты.

Италия: Leaf Space
Джованни Пандольфи и другие соучредители Leaf Space питали большие амбиции, создавая свою собственную аэрокосмическую компанию в 2014 году. "Первой идеей, занимавшей наше воображение, была пусковая установка микрокласса для наноспутников, — вспоминает он. — Рынок микро-спутников тогда был на подъеме".

Действительно, в тот год аналитики Space Works предсказывали, что в период с 2014 по 2020 год запуска потребуют до 2750 микроспутников. Предвидя удачную перспективу, Пандольфи и его команда провели ТЭО для своей собственной пусковой системы микрокласса. Однако войти на итальянский рынок в конечном итоге оказалось гораздо труднее, чем они ожидали. Крупнейшая отраслевая компания в стране, Avio, которая тоже обратила внимание на легковесные пусковые комплексы и стала бы прямым конкурентом, имела преимущество в виде векового стажа в сфере аэронавигации.

"Мы обнаружили, что для новой компании в Италии требуется немалое финансирование, и поняли, что выйти на космический рынок со своим средством выведения спутников на орбиту совсем непросто, — говорит Пандольфи. — Сначала нужно заслужить большое доверие к себе".

Хотя он считал их бизнес-план достаточно солидным, трудно было убедить в этом инвесторов, не проявлявших особого желания рисковать 10 миллионами евро ради проекта, который мог так и не окупиться за несколько лет. Найти деньги в Италии было трудно, признается Пандольфи.

Поэтому команда переориентировалась, надеясь найти более простой путь в спутниковый сектор. "Мы искали другие инициативы для создания задела, и обнаружили, что многие молодые компании занялись производством наноспутников, даже здесь, в Европе. Однако услуги для этих группировок были в остром дефиците", — говорит он.

В конце концов команда Leaf Space нашла себе применение в наземном сегменте и использовала грант, полученный от Европейской комиссии в рамках программы "Горизонты 2020", на создание первой наземной станции для своей сети Leaf Line, которая после завершения сможет принимать до семи терабайт спутниковых данных в сутки. Затем компания получила 1,1 млн. долларов первоначальных инвестиций в 2016 году от RedSeed Ventures, хотя Пандольфи подчеркнул, что это оказалось весьма и весьма непросто. "Мы стремились найти средства в размере 1 миллиона долларов. Главная трудность для нас заключалась в том, чтобы объяснить инвесторам, какую пользу нам приносят спутники, и почему такая система, как Leaf Line, необходима для увеличения объема данных, получаемых от спутниковых группировок", — рассказал он.

Тем не менее, со времени первоначального раунда инвестиций Leaf Space смогла привлечь интерес клиентов и продолжает медленно, но верно двигаться вперед. Сейчас компания готовится построить свою четвертую наземную станцию в Ирландии.

Осторожное отношение итальянских инвесторов являет собой яркий контраст с обстановкой со стартапами в США. Пандольфи считает, что в Штатах найти финансирование даже слишком просто — настолько, что предприятия, не имеющие реальных коммерческих перспектив, начинают подниматься и в скором времени терпят крах. "Мы наблюдаем ажиотаж вокруг нано- и микроспутников, но при этом не все понимают, что комические аппараты — дело непростое, и получение данных из космоса не равносильно получению прибыли", — говорит он.

В идеале Пандольфи хотел бы, чтобы инвесторы отошли от обеих крайностей и избрали более умеренный подход. "С европейской стороны нужен гораздо более простой способ получить финансирование для открытия компании и выяснить реальную ценность вашей продукции. С другой стороны, мне бы хотелось видеть более реалистичные возможности, так как многие новые группировки получали финансирование и затем исчезали через один или два года, потому что производимый ими продукт не был ценным", — говорит он.

Великобритания: Orbital Access
Тем временем, на 1500 миль севернее, пусковая отрасль в Великобритании эволюционирует во внушительных масштабах. Осознав важность поддержки космоса в своей национальной промышленной стратегии, страна всеми возможными путями стремится обеспечить себе как минимум 10 процентов на мировом космическом рынке к 2030 году. Гонку возглавляет Британское космическое агентство, которое бросило все свои силы на поддержку таких компаний, как Orbital Access.

Работая совместно с консорциумом аэрокосмических партнеров, Orbital Access руководит британской программой по запуску космических аппаратов с полезной нагрузкой малого формата (FSPL), которая призвана создать горизонтальную пусковую установку в стране. Однако основным направлением деятельности компании, по словам ее директора Стюарта Макинтайра, является разработка своей собственной коммерческой системы горизонтального запуска с космопортами по всему земному шару.

"Наша программа учитывает тот факт, что хотя есть места для расположения таких космопортов, технологии в части пусковых систем для них еще не доработаны, — говорит Макинтайр. — Если взять, к примеру, Австралию, ЮАР или Сингапур, где имеется желание развивать свое собственное производство малогабаритной полезной нагрузки, то мы, в свою очередь, в перспективе предлагаем им возможность эксплуатировать их собственные космопорты, тогда как наша система сможет обеспечивать запуск".

Orbital Access также провела первоначальные переговоры с компаниями в Индии, Норвегии и Швеции, отмечает Макинтайр. По его мнению, это говорит о том, что национальные организации начинают больше интересоваться развитием своих собственных космических мощностей. "Мы считаем космопорт безусловным выражением подобных амбиций", — говорит он.

Конечно, проект такого масштаба в значительной мере зависит от уровня затрат. Но Макинтайр утверждает, что одно из преимуществ горизонтальной пусковой системы — ее относительно невысокая стоимость по сравнению со строительством вертикального пускового комплекса. "Это позволяет... создать инфраструктуру без массивных фиксированных накладных расходов и инвестиций. В принципе это значит, что Австралии не придется строить космический центр наподобие центра имени Кеннеди; нужно лишь использовать существующий аэродром, подходящий для пускового полигона", — подчеркнул он.

Кроме того, Макинтайр уверен, что если Orbital Access сможет обеспечить высокую частоту запусков, то она сможет предложить конкурентоспособные ценовые ориентиры своим клиентам (около 30 000 долл. за кг), сохранив при этом надежную рентабельность. "Частые запуски — единственный способ окупить затраты на разработку, — говорит он. — Конструкция нашей системы рассчитана именно на сокращение интервалов между запусками. Нам нужно запускать космические аппараты не только для правительства и клиентов в Великобритании... но и для правительства и клиентов в ЮАР, правительства и клиентуры в Австралии, и т.д. Только так можно достичь частоты запусков, которая будет приносить прибыль на инвестиции".

Макинтайр сообщил, что по расчетам его команды рыночная доля порядка 20% от общего числа запусков космических аппаратов с полезной нагрузкой малого формата с лихвой покроет потребность компании по частоте полетов для извлечения привлекательной прибыли. "С точки зрения количества разрабатываемых систем, подобных нашей, этот рынок на самом деле достаточно мал. Немногие идут таким путем", — говорит он. Это вселяет в него уверенность в том, что Orbital Access может достичь этого критически важного показателя.

В этом году британская конференция по космосу тоже подогрела его оптимизм. "Там царила атмосфера полнейшей доброжелательности и позитива, — рассказывает он. — Сильно выросла уверенность в достижимости амбиций Великобритании, чему, конечно, поспособствовали Британское космическое агентство и правительство страны, полные решимости поднять [страну] на полную высоту с помощью данной программы".

Ирландия: Arralis и Enbio
Хотя у Ирландии нет большого стажа конкретно в космической отрасли, ее технический сектор всегда был сильным. Согласно рейтингу Fast 50 компании Deloitte за 2016 год, в котором оцениваются ирландские технические фирмы, компании страны могут похвастать темпами среднегодового роста в 270% за последние четыре года. Такой фундамент стал благодатной отправной точкой для компаний, ищущих пути завоевать рынок поставщиков аэрокосмической промышленности.

Enbio — производитель технологии покрытий для титановых и иных подложек, применяемых на спутниках, хотя компания начинала свою деятельность в биомедицинском секторе. Запатентовав новый пресс для нанесения покрытий на медицинские инструменты под названием CoBlast, команда Enbio поняла, что эта технология имеет потенциал для применения в ряде других вертикалей.

Примерно в то же время Европейское космическое агентство (ESA) приступило к разработке спутника Solar Orbiter, который будет летать на расстоянии 45 млн. километров от Солнца (ближе к светилу, чем Меркурий) для изучения его гелиосферы. "Как вы понимаете, это очень сложные условия эксплуатации", — говорит Кевин О'Флинн, генеральный директор Enbio. — Высочайшая температура и сильнейшая радиация, поэтому все материалы, вводимые в эту среду, должны быть чрезвычайно стойкими и при этом надежно прилегать к подложке".

Enbio и ESA поняли, что покрытия Enbio могут помочь усилить титановую тепловую защиту спутника, и занялись ускоренным составлением соглашения на использование этой технологии. "За три года мы перешли от концепции нанесения покрытия на летательные аппараты к реализации, — говорит О'Флинн, в результате чего на свет появилось термозащитное покрытие на базе костного угля под названием SolarBlack. — В этом случае мы кладем керамическое покрытие, которое будет очень инертным и способно выдерживать суровую среду с сильной радиацией".

Затем ESA обратилось к Enbio с просьбой разработать дополнительную версию SolarBlack с минимальной абсорбцией. Эта технология, SolarWhite, сейчас проходит аттестацию для миссии Solar Orbiter. Недавно ESA заключило с компанией еще один контракт на сумму 650 000 евро (727 987 долларов США) на разработку покрытий для Neosat — европейской группировки спутников связи нового поколения.

Продолжающееся партнерство с ESA послужило для Enbio пропуском на аэрокосмический рынок. Вместе с тем, сейчас компания ищет другие возможности в промышленных секторах для сохранения прочной рыночной позиции. "Мы по-прежнему уделяем большое внимание аэрокосмическому сектору, на который сегодня приходится большинство наших деловых операций. Также мы ищем пути, которые позволили бы нам применить эту космическую технологию для решения земных задач", — говорит О'Флинн.

Ирландская компания Arralis, работающая в сфере техники миллиметровых волн, пришла к успеху подобным путем. Первоначально ее заказчиками были предприятия аэрокосмической и оборонной промышленности, однако теперь, когда появление 5G уже не за горами, ее ключевой инициативой является внедрение технологии миллиметровых волн на автомобилях, вертолетах и в других коммерческих применениях. "Спутниковая связь станет частью 5G — частью наших мобильных сетей впервые, и это будет интересно, — говорит генеральный директор Arralis Барри Ланн. — Автономный радар для автомобилей будет работать на частотах от 76 до 81 ГГц. Поэтому решение задачи с миллиметровыми волнами, над которой мы работаем, позволит реализовать данную технологию на должном уровне".

Facebook и SpaceX намерены использовать Ka-диапазон с ОЗО для обеспечения глобальной связи. Как и Kymeta, Arralis считает, что плоские антенны с управляемым положением диаграммы направленности позволят вынести эти спутниковые системы на рынок мобильных услуг. Поэтому компания наращивает производство чипсетов для поддержки плоских панельных антенн Ka-диапазона. Недавно Arralis заключил контракт с ESA стоимостью в 650 000 евро (727 987 долларов США) на расширение чипсетов для приемопередатчиков Ka-диапазона Leonis. "Вряд ли вы захотите поставить параболическую антенну на крышу своего автомобиля и разъезжать в таком виде, если только вы не Арнольд Шварценеггер, — шутит Ланн. — Поэтому нам нужны такие плоские антенны с управляемым положением диаграммы направленности. Кроме того, поскольку эти мегагруппировки состоят из кубсатов, то чем меньше будет форм-фактор, тем лучше".

Ланн считает, что вскоре появится "уйма" новых аэрокосмических компаний, желающих воспользоваться этими мегагруппировками. К счастью, говорит он, ирландская делегация в ESA, Enterprise Ireland, охотно поддерживает расширение ирландской аэрокосмической индустрии. "Полагаю, Ирландия — очень хорошее место для ведения бизнеса; именно поэтому все транснациональные корпорации приходят в Ирландию. Здесь благоприятная налоговая обстановка, — утверждает он. — Есть венчурный капитал. На самом деле, наверное, даже слишком много венчурного капитала, и не хватает компаний, чтобы пустить его в дело".

В ближайшем будущем, по-видимому, ситуация изменится, полагает О'Флинн, так как всё больше компаний замечают растущие возможности в данной стране. "В Ирландии уже давно ведется производство медицинского оборудования и фармацевтики, поэтому здесь есть богатый источник поставщиков, привыкших к работе в самых ответственных областях, требующих высочайшей точности и качества. Во многом эти требования повторяют те, которые предъявляются к космическим аппаратам", — говорит он.

Группа исследователей планирует запустить первый ирландский спутник в истории, EIRSAT 1, на котором Enbio проведет демонстрацию своих термозащитных покрытий на орбите. Ланн и О'Флинн считают это доказательством того, что Ирландия может стать реальным участником глобального спутникового рынка. "Мы маленькая страна, поэтому всегда стремимся прыгнуть выше головы", — говорит Ланн.
***