Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Безос: Eutelsat станет первым заказчиком ракеты-носителя New Glenn

Кендалл Расселл
Джефф Безос, основатель компании Blue Origin, объявил на SATELLITE 2017 о создании новой ракеты-носителя New Glenn, а также назвал имя первого заказчика. Им стала компания Eutelsat.

Генеральный директор и учредитель компании Blue Origin Джефф Безос удивил участников конференции SATELLITE 2017, пригласив на сцену перед началом Открывающей Генеральной Сессии Рудольфа Белмера, генерального директора Eutelsat — компании, ставшей первым заказчиком ракеты-носителя New Glenn производства Blue Origin. Её дебют состоится в 2020 г.

«Мы считаем, что роль отраслевого лидера заключается в стимулировании конкуренции и создании условий для непрерывного развития инноваций и повышения доступности космоса. Как только Blue Origin дали нам такую возможность, мы не преминули ей воспользоваться», — сообщил Белмер. По его словам, при выборе поставщика услуг по запуску космических аппаратов, он прежде всего руководствовался такими критериями, как гибкость, надежность и желание развивать отношения в духе партнерства.

«Для нас очень важно развивать этот дух сотрудничества, потому что отношения между организацией, предоставляющей услуги по запуску, и спутниковым оператором должны быть очень тесными», — объяснил он.

В соответствии с соглашением, заключенным с Blue Origin, запуск спутника на геостационарную орбиту планируется осуществить в 2021-2022 гг. На ракете-носителе New Glenn можно будет запускать практически все спутники Eutelsat. Это позволит гибко планировать полезную нагрузку за 12 месяцев до запуска.

Безос описал некоторые отличительные особенности New Glenn, включая большие аэродинамические ребра на корме ракеты. «Двухступенчатый вариант New Glenn обладает значительными возможностями: ракета-носитель может вывести 13 метрических тонн на геопереходную орбиту, 45 метрических тонн — на околоземную орбиту, а стартовая ступень спроектирована для многоразового использования. Расчетный ресурс двигателя BE-4 составляет 100 запусков», — сообщил он. По мнению Безоса, аэродинамические ребра ракеты-носителя позволяют использовать её даже в условиях сильного ветра. «Мы приложили все усилия для того, чтобы обеспечить спуск ракеты-носителя с помощью механизмов управления аэродинамической поверхностью, без включения двигателей», — сообщил он.

Что касается будущего отрасли в целом, Безос считает, что ракеты-носители New Shepard и New Glenn можно будет использовать не только для выведения на орбиту спутников, но также и для полетов космических туристов.

«В истории есть много примеров того, как развлекательные цели послужили для развития технологий, которые затем стало возможно использовать для других задач», — сообщил он. «Даже на заре авиационной эры одним из первых случаев использования воздушных аппаратов стали трюковые выступления пилотов», — заметил Безос. Также он отметил, что появившиеся в недавним прошлом графические процессоры, которые теперь используются для машинного обучения, изначально предназначались для видеоигр.

Кроме того, Безос надеется, что повышение возможностей многократного использования ракет-носителей Blue Origin позволит значительно сократить стоимость пусков. «Когда мы достигнем этой цели, спутники станут менее дорогим удовольствием, и мы сможем брать на себя более высокие технологические риски. «Выведение на орбиту будет происходить чаще, и срок их службы станет короче», — сообщил он. «В будущем эта отрасль станет намного шире».

Цель Безоса — достижение «настоящих возможностей многократного использования». Он заметил, что много попыток было предпринято для обеспечения многократного использования ракет-носителей. Безос пояснил некоторые проблемы, которые до настоящего времени не позволяли выполнить данную задачу.

«Приходилось выполнять слишком большой объем работ по техническому обслуживанию, осмотру и заключительным проверкам. Необходимо добиться той же ситуации, что и с коммерческими авиалиниями», — сообщил он. Безос полагает, что возможности многократного использования являются ключом к снижению стоимости пусков. Стоимость же самого топлива «исчезающе мала».

Компания извлекла уроки из создания предыдущих ракет и смогла достичь самого важного — возможностей многократного использования благодаря обеспечению вертикальной посадки. Если вы хотите повторно использовать большую ракету-носитель, есть несколько вариантов. Можно установить на неё крылья, как было на шаттле, можно использовать парашюты, или же можно обеспечить вертикальную посадку», — сообщил Безос. Он предпочел вертикальную посадку в связи с возможностью её масштабирования. «Это обратный маятник». Помимо обсуждения ракеты New Glenn, нового двигателя BE-4, и возможностей совершения туристических космических полетов, Безос также пояснил, как и почему он перешел от управления возможно наиболее успешной розничной компанией в мире — Amazon — к космической индустрии, в которой Blue Origin совершила прорыв.

«Вы не выбираете свои устремления, это ваши устремления выбирают вас», — сообщил он. «Я влюбился в космос и ракеты, когда мне было 5 лет и смотрел на Нила Армстронга, ступившего на поверхность Луны. С тех пор космос стал моей мечтой». Безос заявил, что успех с Amazon был скорей «выигрышем в лотерее». И этот выигрыш он вложил в Blue Origin.

По мнению Безоса, в далеком будущем миллионы людей смогут жить и работать в космосе. «Нам нужна космическая цивилизация по нескольким причинам», — сообщил он. Однако отметил, что несмотря на свои смелые прогнозы, он не намерен спешить. «Наш девиз — Gradatim Ferociter, т. е. яростно, шаг за шагом», — заявил он. «Мне нравится делать такие вещи постепенно. Есть одна армейская фраза, которую я особенно люблю. «Медленно, но верно, а верно – значит быстро». Я убеждался в этом в любом своём начинании, это то, что действительно позволяет достичь прогресса».

http://interactive.satellitetoday.com/via/satellite-2017-show-daily-day-3/bezos-announces-eutelsat-as-first-customer-for-new-glenn-rocket/