Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Прогноз Eutelsat удивляет рынки спутниковой связи.

Компания Eutelsat удивила рынок существенным снижением прогноза доходности. В качестве причин компания упомянула неблагоприятную ситуацию в Латинской Америке, которая находится в центре недавних вложений Eutelsat, а также пертурбации в глобальной индустрии передачи данных.

Петер Б. де Селдинг

ДОХОДЫ (при постоянном курсе и периметре, не вкл. однократные поступления):
2015-16: Практически равномерные (против +2%)
2016-17: от -3% до -1% (против +4-6%)

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ по EBITDA:
2015-16: около 76%
2016-17: около 75% (против более 76,5% для обоих лет

КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ:
В процессе анализа (против «в среднем 500 млн евро в год к июню 2018 г.)

УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЁМНЫХ СРЕДСТВ:
Рейтинг инвестиционного качества
Целевой чистый долг / EBITDA ниже 3,3x (без изменений)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ:
Доля выплат в чистом доходе 65-75% (без изменений)


Eutelsat 12 мая осчастливила своих инвесторов информационной бомбой, действие которой распространилось на всю отрасль стационарных услуг спутниковой связи, — срезанием прогноза доходов по причине слабости на ее рынке передачи данных, включающем вооруженные силы США, потребительскую широкополосную связь и операции в Латинской Америке, и даже в ее привилегированном бизнесе прямого домашнего телевещания в Европе Hot Bird.

Результаты, объявленные после закрытия рынков в Европе, вызвали падение акций Eutelsat на 30 за торговый день 13 мая. Акции конкурентов — SES из Люксембурга, Intelsat из Люксембурга и США и AsiaSat из Гонконга также резко упали.

Eutelsat сообщила, что ее запланированные капитальные затраты в 500 млн евро в год (566 млн долл.) на следующие годы будут «существенно» снижены, подробности о чем должны быть сообщены в июле в сообщении компании о доходах за четвертый квартал. Финансовый год Eutelsat заканчивается 30 июня.

Осталось неясным, какие уже утвержденные позиции финансирования могут быть аннулированы в последний момент . Eutelsat в настоящее время разместила заказы на пять спутников. Запуск первого из них, Eutelsat 117 West B, назначен на середину июня с помощью ракеты SpaceX Falcon 9. Второй, Eutelsat 172B, должен быть запущен в начале 2017 года и частично забронирован Panasonic Avionics для авиационного широкополосного обслуживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В "суровом крещении" квартальных результатов, как выразился новый генеральный директор Eutelsat Родольф Белмер (Rodolphe Belmer), компания, сделавшая Латинскую Америку центром своих инвестиций, была застигнута врасплох масштабами коллапса латиноамериканского бизнеса передачи данных.

В частности, он сообщил, что недавно запущенные спутники Eutelsat над Латинской Америкой загружаются работой намного медленнее, чем прогнозировалось, отчасти в связи с появлением спутников большой пропускной способности, эксплуатируемых конкурентами — Intelsat и Telesat.

Белмер также сообщил, что инвестиции Eutelsat в спутники высокой пропускной способности останутся ограничены ориентированными на потребителей и малый бизнес широкополосными услугами, поскольку прогнозы в области передачи данных остаются плохими.

Даже операторы спутников с высокой пропускной способностью, вероятно, ощутят негативные последствия, как утверждает Белмер, поскольку новый спрос вследствие низких цен за мегагерц, которого так ждали, еще не материализовался.

Имеющая штаб-квартиру в Париже Eutelsat является третьим крупнейшим в мире по объему доходов оператором коммерческого парка спутников. Две трети ее бизнеса приходится на доставку телевизионного сигнала, отрасль, которая продолжает расти по мере того, как вещательные компании переходят со стандартного вещания на вещание высокой четкости, а в ближайшей перспективе и на телевидение ультравысокой четкости.

В случае Eutelsat этот бизнес долго опирался на высокоприбыльную сеть Hot Bird над Европой. Однако даже этот бизнес демонстрирует признаки напряжения, когда дистрибуторы принадлежащей Eutelsat сети Hot Bird сталкиваются с трудностями при продаже мощностей, на которые они заключили контракты.

Опасаясь, что эти компании начнут сбрасывать цены, чтобы продать полосу пропускания, Eutelsat забирает обратно мощности у показывающих плохие результаты дистрибуторов, чтобы поддержать ту маржу, которую Hot Bird всегда удавалось держать вследствие уже имеющегося набора телевизионных клиентов.

В то время как Hot Bird остается «жемчужиной флота», по словам Белмера, Eutelsat разработала орбитальные слоты типа «мини-Hot Bird» на 7 и 8 градусах западной долготы в арабских странах; на 7 градусах восточной долготы над Турцией; и среди российских вещательных организаций на 36 и 56 градусах восточной долготы.
Демонстрирует прогресс бизнес прямого домашнего вещания на Африку на 16 градусах восточной долготы.

Белмер сообщил, что ценообразование в этих регионах началось с низких значений и теперь начинает расти по принципу положительной обратной связи, когда большее число вещателей с большим количеством контента привлекает больше зрителей, что в свою очередь привлекает больше вещателей на спутники Eutelsat.
Бизнес Eutelsat для государственных заказчиков, в основном министерства обороны США, продемонстрировал снижение показателей с уменьшением присутствия американских войск в Ираке и Афганистане. Однако компания надеялась, что ее все более глобальный размах стабилизирует этот бизнес.

Этого пока не произошло. Заместитель генерального директора Eutelsat Мишель Азибер (Michel Azibert) сообщил на конференции, что при последнем продлении договоров министерство обороны США выторговало цены на 65 процентов ниже уровня, применявшегося для таких же мощностей в прошлом году.

Азибер заявил также, что «более строгий процесс закупок и их конкурентность», продемонстрированные американскими военными в последнем раунде торгов, привели к снижению цен, но не сказались в реальности на доле Eutelsat в общем объеме бизнеса. Он сообщил, что компании удалось получить 85 процентов предыдущих контрактов.

Результаты Eutelsat оказались первым конкретным доказательством появления воздействия на существующий рынок со стороны спутников высокой пропускной способности, которые при помощи раздельных узконаправленных пучков излучения могут повторно использовать радиочастоты, чтобы предложить намного более дешевую полосу пропускания, чем это делают традиционные спутники с широким пучком излучения.

Это позволяет операторам парка спутников резко снизить расходы на мегагерц полосы пропускания. Появились опасения, что эта новая технология может сделать морально устаревшими большие мощности существующих спутников и привести к резкому снижению их продаж в компаниях, эксплуатирующих спутники с высокой пропускной способностью параллельно с традиционными.

Этот тезис особенно активно продвигался компанией ViaSat Inc. со штаб-квартирой в г. Карлсбад, Калифорния, которая вводит в эксплуатацию несколько спутников высокой пропускной способности Ka-band для всемирной широкополосной связи и не имеет бизнеса традиционных спутников.

ViaSat не говорила, однако, что традиционная спутниковая отрасль не может принять на вооружение новую технологию, потому что это ускорит падение ее существующего бизнеса.

Другие спутниковые операторы возражал, что более низкие цена за мегагерц могут стимулировать новых пользователей спутниковой полосы пропускания – включая Интернет Вещей, авиационную и морскую мобильность и подключённый автомобиль — что в конечном итоге перевесит первоначальные потери доходов.
В последние месяцы Intelsat и Telesat запустили каждая свои спутники, обслуживающие Латинскую Америку.

Белмер соглашается, что идея, стоящая за спутниками высокой пропускной способности, призвана вывести спутниковую отрасль на новые области применения, которые до сих пор не прибегали к ее услугам.

«Но это в теории, — говорит Белмер. — На настоящий момент, это не то, что мы наблюдаем в реальности. Я не могу вам привести положительных данных».
Белмер сообщил, что инвестиции Eutelsat в спутники высокой пропускной способности будут ограничены оказанием услуг широкополосной связи потребителям и мелкому бизнесу, даже несмотря на то, что первый опыт компании в этом деле со спутником Ka-Sat прекратил рост вследствие исчерпания мощности в регионах высокого спроса Великобритании и Франции.

Число подписчиков Ka-Sat составило 185 000 на 31 марта, против 190 000 на 31 декабря. Eutelsat еще не сообщила, как она будет наращивать мощности, чтобы возобновить рост. Ни одного спутника не заказано.

Белмер заявил, что Eutelsat сообщит инвесторам в июле о том, какие меры компания примет для улучшения своей позиции на рынке.

«Мы принимаем всерьез факторы, ведущие к потере темпа в масштабах всей отрасли, — заявил Белмер. — Мы адаптируемся к этим условиям путем широкомасштабного анализа нашей организации и наших стратегических приоритетов, что в частности будет включать пересмотр в меньшую сторону наших капитальных затрат».


Print Friendly and PDF