Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Руководители основных провайдеров пусковых услуг фокусируют внимание на роли и возможностях малых спутников

Кендалл Расселл
Спутниковый рынок вступает в эру беспрецедентного разнообразия. Это один из основных выводов, сделанных в рамках долгожданной дискуссии провайдеров пусковых услуг, состоявшейся в среду днем на выставке SATELLITE 2017.


Запуск геостационарного спутника связи Eutelsat 117 West B. Фото: SpaceX

Руководители всех крупных компаний-поставщиков пусковых услуг, по-видимому, согласились с тем, что большую популярность приобретут спутники меньшего размера в связи с ростом спроса на услуги связи.

Бурное развитие рынка малых спутников

Стивен Складанек, президент компании Lockheed Martin Commercial Launch Services, сразу же продемонстрировал отсутствие заинтересованности в системах для геостационарной орбиты. «Как мы видим, огромные традиционные геостационарные «,ботры» не обеспечивают реальный рост рынка в настоящее время. Этот круг клиентов переживает тяжелые времена со своими устоявшимися экономическими моделями... При этом рынок низкоорбитальных спутников переживает чрезвычайный рост», – сказал он. Складанек заявил, что он очень воодушевлен суммами, которые инвестируются в низкоорбитальные комплексы, и ожидает, что меньшие спутники со временем займут доминирующую позицию.
Гвинн Шотвелл из SpaceX COO также отметила бурное развитие рынка малых спутников и предупредила, что новые и небольшие провайдеры пусковых услуг смогут стать ярыми конкурентами, например, как это произошло со SpaceX десяток лет назад. Стефан Израэль, генеральный директор Arianespace, был не столь уверен. «Я не верю, что они все смогут реализоваться и выстоять», – сказал он, указывая на то, что у ракеты-носителя Vega C от Arianespace останется место для запуска меньших и более легких спутников, вероятно, в качестве вторичных полезных грузов.

Кирк Пишер, президент International Launch Services (ILS), все еще считает, что геостационарные спутники будут играть некоторую роль. «[К] 2022 году, по нашему мнению, нужды потребителей спутниковых услуг будут чрезвычайно разнообразны: от низкоорбитальных комплексов до среднеорбитальных и, конечно же, геостационарных», – говорит он. «Последние полтора года мы работали с клиентами и пытались понять их потребности. В результате осенью прошлого года мы представили варианты ракеты-носителя Proton, которая будет готова в первом квартале 2018 года». Пишер считает, что компания прекрасно адаптируется к распространению на рынке новых, в значительной мере экспериментальных спутников, в частности, более тяжелых спутников с высокой пропускной способностью (HTS). В том, что касается рынка малых спутников, Пишер возлагает надежды на ракету-носитель Angara 1, которая, по его словам, может выводить на низкую околоземную орбиту до 3,5 тонн оборудования.

Стимул к низкозатратному запуску


Приземление первой ступени ракеты Falcon 9 от SpaceX и приземление суборбитальной ракеты-носителя New Shepard от Blue Origin. Фото: SpaceX/Blue Origin

Участники дискуссии отметили снижение давления на цены запуска благодаря таким компаниям, как SpaceX и Blue Origin, что дает стимул к тому, что президент компании Blue Origin Роб Мейерсон назвал «возможностью многократного использования для операционных нужд». Кроме того, Складанек сообщил, что United Launch Alliance (ULA) ищет способы восстановления двигателя первой ступени ракеты-носителя Vulcan, а также усовершенствования всей продуктовой линейки.

«Имеет смысл повторно использовать большинство дорогостоящих частей ракеты... Остальное – большая куча мусора», – говорит он. «Мы работаем над новыми технологиями производства, такими как 3D-печать. Мы сокращаем цикл, необходимый для сборки, испытаний и подготовки ракеты, что дает больше возможностей для запуска».

Arianespace не планирует отставать в сфере ценообразования, поскольку Стефан Израэль имеет амбициозную цель снизить расходы на Ariane 6 по сравнению с Ariane 5 «на 40 процентов».

Надежность и талант

Что касается долгосрочного будущего, участники дискуссии согласились, что первостепенное значение по-прежнему будет уделяться надежности. Ко Огасавара, вице-президент и директор интегрированных оборонных и космических систем в Mitsubishi Heavy Industries (MHI), надеется достичь показателя в 50 успешных запусков подряд к 2022 году, в то время как Стефан Израэль намерен завершить новую ракету своей компании без задержек в графике. «Мы должны сохранять надежность. Полагаю, это для нас является основным. Мы должны вовремя выпустить ракеты-носители Ariane 6 и Vega C», – сказал он.
Гвинн Шотвелл очень хорошо известно о финансовых последствиях задержек, вызванных техническими трудностями, но она выражает уверенность в том, что SpaceX успеет совершить объявленный запуск к концу года. «Мы инвестируем сотни миллионов в производственные мощности, – говорит она, – и ожидаем, что компания в итоге сможет достичь двухнедельной частоты запусков, как только вторая стартовая площадка будет в рабочем состоянии».
По мнению Складанека, главной задачей в будущем будет сохранение интереса и инновационного подхода у молодых инженеров и предпринимателей. «Многие работники «старой закалки», которые были частью ракетной отрасли в течение многих лет, сейчас готовятся выйти на пенсию, включая меня. Больше всего меня волнует, что мы делаем недостаточно для того, чтобы передать наши таланты новому поколению», – говорит он.

Выход за пределы земной орбиты

Шотвелл и Мейерсон кажутся самыми заинтересованными в других аспектах, помимо спутников, и делятся планами по освоению космоса. «Мы считаем, что пришло время человечеству вернуться на Луну и на сей раз там остаться», – говорит Мейерсон. Он отметил, что для человеческих поселений на Луне потребуются услуги по доставке грузов, и надеется решить эту проблему с помощью недавно представленной Blue Origin программы «Голубая Луна» (Blue Moon).
Шотвелл также строит планы на ближайшее небесное окружение, упоминая миссию SpaceX «Бросок на Луну» (Moon Shot), которая предусматривает доставку двух пассажиров на темную сторону Луны и обратно. Кроме того, Шотвелл подтвердила намерение компании достичь Марса, а также заявила, что в настоящее время компания разрабатывает ракету-носитель, достаточно крупную для доставки 100 человек на Красную планету в рамках своей Межпланетной транспортной системы (ITS).


Визуализация запуска ракеты-носителя ITS, покидающей стартовую площадку 39A, с рядом стоящим танкером ITS (слева). Фото: SpaceX.

http://www.satellitetoday.com/launch/2017/03/10/top-launch-execs-focus-smallsat-impact-opportunities/?hq_e=el&hq_m=3370347&hq_l=3&hq_v=19019e75b6