Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

ViaSat объявляет оцениваемую в $ 1,4 млрд глобальную стратегию широкополосной связи в Ка-диапазоне, направленную на вытеснение действующих игроков.

Питер де Селдинг

Марк Д. Данкберг (Mark D.Dankberg), СЕО компании ViaSat, намерен запустить на орбиту группировку ViaSat-3 и тем самым расстроить планы широкого круга спутниковых операторов, недавно созданных группировок и провайдеров услуг для авиации и морского транспорта.

Компания ViaSat Inc., изготовитель оборудования широкополосного доступа и поставщик услуг, 9 февраля в полном виде представила свой план покрытия всего мира с помощью трех космических аппаратов Ка-диапазона с пропускной способностью 1 терабит в секунду. План призван ускорить рассчитанную на ближайшую перспективу рыночную экспансию путем изменения состава поставщиков пусковых услуг и создания совместного предприятия с европейской компанией Eutelsat.

В ходе телефонной конференции с инвесторами руководитель расположенной в г. Карлсбад (Калифорния) компании сообщил, что ViaSat намерен инвестировать примерно $1,4 млрд в течение пяти лет, чтобы обеспечить недорогую полосу частот пропускания в интересах наземных потребителей, пассажиров бизнес-авиации и коммерческих рейсов, а также мобильных платформ правительственной связи.

Кроме того, ViaSat заявил, что в центре его внимания находятся морские и оффшорные энергетические рынки, которые в настоящее время платят слишком много за широкополосную связь.

Смелые планы Viasat вне всяких сомнений не ускользнут от пристального внимания операторов спутниковых группировок и провайдеров услуг в различных регионах, включая SES, Intelsat, Inmarsat, Telesat, Telenor Satellite, OneWeb, Panasonic Avionics, Gogo, Thales Live TV, Harris CapRock, GEE и многих других.

Компания повторила свои ранее сделанные оценки о том, что признанные операторы спутниковых флотов просто не понимают того, что ViaSat считает совершенно очевидным: стоит только обеспечить недорогую широкополосную связь максимальному количеству пользователей, как хорошая выручка и высокая прибыльность будут гарантированы.

А, конкретно, какая прибыльность? Ричард А. Болдридж (Richard A. Baldridge), главный операционный директор ViaSat, сказал, заявил, что спутник ViaSat-1, запущенный в конце 2011 года над Северной Америке, генерирует "действительно высокий показатель IRR [внутреннюю норму прибыли] примерно такого же порядка, как у бизнеса с венчурным капиталом. Мы ожидали, что по показателю ROIC (доходность инвестированного капитала) мы будем находиться где-то между DBS и кабельными операторами", сказал Болдридж.

Марк Д. Данкберг, СЕО Viasat, был более конкретен, заявив, что оценочно ROIC спутника ViaSat-1 составил "между 20 и 40" процентами.

Указанное публичное объявление компании ViaSat включает несколько аспектов. Вот его основные моменты:

- Спутник ViaSat-2, в настоящее время находящийся на стадии изготовления в подразделении Boeing Space and Intelligence Systems (Эль-Сегундо, штат Калифорния), будет запущен в течение первого квартала 2017 года на борту европейского носителя Ariane 5 ракеты, а не на тяжелой РН SpaceX Falcon Heavy, как планировалось согласно подписанному ранее контракту.

Находящаяся в г. Хоторн (Hawthorne), штат Калифорния, компания SpaceX объявила о переносе вправо сроков появления своего нового тяжелого носителя Falcon Heavy, недавно заявив, что первого полета до конца лета ожидать не приходится. ViaSat-2 был запланирован на третий запуск РН Falcon Heavy, а это означает возможность переноса запуска уже на 2017, а не на конец 2016 года.

Данкберг заявил, что компания предпочла твердую дату в более поздние сроки, чем более раннюю дату со многими все еще не решенными вопросами.

«Мы чрезвычайно остро реагируем на задержки с развертыванием услуг с помощью КА ViaSat-2», сказал Данкберг, говоря, что спутник в конечном итоге будет генерировать около $ 45 млн в месяц дохода, т.е. в 10 раз больше уровня ViaSat-1.

ViaSat поддерживает в действующем состоянии свой контракт на запуск с помощью РН Falcon Heavy. Контракт теперь будет использован для запуска одного из спутников ViaSat-3 примерно в 2020 году. Также забронирован запуск на будущей РН Falcon Heavy, и также для ViaSat-3, однако заявка еще не является контрактом.

РН Ariane 5, как правило, дороже, чем Falcon производства компании SpaceX, но Болдридж сказал, что находящаяся в Эври (Evry), Франция, компания Arianespace пошла навстречу компании Viasat, чтобы обеспечить себе заказ.

"Мы считаем, что получили хорошую цену", сказал Болдридж, добавив, что на начальном этапе эксплуатации РН Falcon Heavy расходы на страхование будут высокими, а с учетом того, что у Ariane 5 на сегодняшний день 70 успешных запусков подряд, разница в стоимости пусковых услуг между двумя носителями оказалась пренебрежительно малой. Это позволяет удержать программу ViaSat-2 в пределах общей сметной стоимости примерно в $ 650 млн.

Компания ViaSat заказала второй запуск на РН Ariane 5 спутника ViaSat-3 массой 6400 кг в конце 2019 или в начале 2020 года.

- Компания ViaSat выбрала Boeing в качестве генерального подрядчика по КА ViaSat-3, разместив два твердых заказа на спутники для работы над Северной и Южной Америкой и Европой, на Ближнем Востоке и в Африке. Третий аппарат, призванный обслуживать Азию, скорее всего, будет определен позже.

Однако в отличие от ViaSat-2, модули полезной нагрузки Ка-диапазона для КА ViaSat-3 будет изготавливать сама компания ViaSat.

Данкберг сообщил, что его компания будет опираться на свой опыт создания приемо-передающих модулей Ка-диапазона для программы Iridium Next, предусматривающей создание низкоорбитальной спутниковой группировки мобильной связи в составе 81 КА. Запуски по программе планируется начать этой весной.

Компания Iridium Communications, находящаяся в г. Маклин (McLean), штат Вирджиния, предоставляет своим пользователям услуги в L-диапазоне, однако аппараты, изготавливаемые для ее группировки генеральным подрядчиком Thales Alenia Space во Франции и Италии, использует Ka-диапазон для межспутниковой связи и фидерных линий между землей и спутниками.

Работа Viasat по программе Iridium Next не обошлась без проблем. Сбой в матчасти, выявленный когда работы уже были в полном разгаре, вынудил Iridium перенести запуски и начало эксплуатации вправо на четыре месяца.

Данкберг сказал, что модули для первого парного запуска двух КА по программе Iridium Next уже отгружены, и что Viasat прошел «около четверти пути» в исполнении полного контракта по Iridium Next.
«Мы действительно получили ценный опыт, работая с [Thales Alenia Space] по летной квалификации», сказал Данкберг. «Наш контракт с Boeing структурирован таким образом, что они, по существу, поставляют нам каркас полезной нагрузки, а мы оснащаем его нашими модулями."

- ViaSat создает совместное предприятие с Eutelsat. По условиям договора ViaSat заплатит Eutelsat 132,5 млн евро ($ 148 млн) за: (1) 49%-ную долю в принадлежащем Eutelsat и работающем на орбите широкополосном спутнике Ka-Sat, а также (2) за оптовый бизнес этого аппарата. Обе компании также создадут предприятие для предоставления розничных широкополосных услуг, в котором Viasat будет иметь долю в 51 процент.
Dankberg сказал, что для Европы и прилегающего региона ViaSat берет на вооружение ту же стратегию, что была применена ранее в 2009 году, когда компания ViaSat приобрела своего же клиента, компанию Wildblue Communications, которого она обвинила в слишком медленном развертывании качественного потребительского спутникового ШПД.

Как сказал Данкберг, вместо того, чтобы самостоятельно создавать новый бизнес в Европе, ViaSat заходит в действующую компанию оптовых и розничных продаж, имеющую потенциал роста.
«Eutelsat ... располагает рядом орбитальных позиций, которые являются хорошим ресурсом для расширения деятельности», сказал Данкберг. «У Eutelsat сильные позиции с точки зрения разрешений регулятора и прав спуска сигнала по всей Европе».

Кроме того, клиентская база Eutelsat с ее миллионами абонентов спутникового телевидения является благодатной почвой для выращивания будущих абонентов спутниковых широкополосных услуг, сказал Данкберг.
Эту оценку компания Eutelsat разделяет, быть может, с меньшим энтузиазмом, а оператор спутниковой группировки SES (Люксембург) еще менее оптимистичен, и их скептическое отношение к потенциалу потребительской широкополосной связи в Европе давно известно.

Данкберг сказал, что ViaSat будет использовать денежные потоки от своей доли в СП в целях помои финансированию программы ViaSat-3, чтобы второй КА ViaSat-3 присоединился к Ka-Sat в конце текущего десятилетия.
Eutelsat сообщил в заявлении 9 февраля, что СП еще не решило, будет ли оно использовать Viasat-3 и каким образом.

Компания Eutelsat также сообщила, что ее совместная деятельность с ViaSat не ослабит поддержки в отношении предложения французского правительства создать группировку из четырех спутников Ка-диапазона, каждый пропускной способностью 250 гигабит в секунду. Группировка должна частично финансироваться Фондом Юнкера (Juncker Fund) Европейской комиссии.

Чтобы обеспечить глобальную широкополосную связь, обсуждаемый проект будет использовать изготовленную в Европе технику. Проект в настоящее время находится на рассмотрении в Европейском инвестиционном банке. Eutelsat не дал никаких обязательств по финансированию группировки.

- Финансовый директор ViaSat Шон Линн Даффи (Shawn Lynn Duffy) заявила, что компания будет повышать расходы на НИОКР, чтобы учесть задачи программы ViaSat-3. Она сказала ViaSat предполагает, что расходы в среднем составят $ 275 млн в год в период между 2017 и 2021 годами, чтобы финансировать остальные расходы по ViaSat-2 плюс два первых спутника ViaSat-3.
Программа будет финансироваться из растущего операционного денежного потока ViaSat, существующих кредитных линий и планируемого недорогого финансирования от французских и американских агентств кредитования экспорта.