Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Анализ | Авария на стартовой площадке: последствия для SpaceX и всей отрасли

Крис Квилти
Крис Квилти (@QuiltyAnalytics) – ведущий аналитик Уолл-стрит в области технологий и спутниковой отрасли, недавно покинувший Raymond James, чтобы основать собственную консалтинговую компанию. Материал написан на основе доклада Quilty Analytics, опубликованного 2 сентября

1 сентября ракета SpaceX Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке во время подготовки к стандартному статическому огневому испытанию перед запуском спутника связи Amos-6 компании Spacecom. Ракета и спутник были полностью уничтожены, а стартовой площадке, по-видимому, был нанесен значительный ущерб.

gr

И хотя причина взрыва пока не известна, видеозапись указывает на неисправность в системе заправки топлива или кислородного резервуара второй ступени ракеты. [Примечание редактора: генеральный директор SpaceX Илон Маск в твите, опубликованном спустя четыре часа после инцидента, написал, что взрыв произошел вокруг резервуара с жидким кислородом верхней ступени Falcon 9 во время его заправки за несколько минут до планового статического огневого испытания.]

Для SpaceX репутационные потери от двух катастроф за период чуть более года могут оказаться более опасными, чем любые скрытые финансовые убытки.

При этом последствия для Spacecom могут быть еще хуже, «эффект домино» от этого происшествия может затронуть всю отрасль без исключения:

У Spacecom кончаются варианты. Компания и без того находилась в трудном положении после потери спутника Amos-5 в декабре 2015 года, поэтому Spacecom с нетерпением (и отчаянием) ждали запуска Amos-6, чтобы обеспечить столь необходимую дополнительную емкость и возможности для диверсификации клиентской и географической базы. Еще большее значение запуску придавало то обстоятельство, что пекинская Xinwei Technology Group 24 августа согласилась приобрести Spacecom за 285 миллионов долларов США, при условии успешного запуска Amos-6.

Страховка должна позволить Spacecom полностью возместить 200 миллионов долларов США, выплаченные IAI за спутник Amos-6, однако это не защитит Spacecom от сбоев в оперативной и финансовой деятельности, вызванных утратой спутников. Если Xinwei откажется от покупки, Spacecom окажется перед трудным выбором: (1) искать нового покупателя, или (2) ждать еще три года, пока не будет запущен запасной спутник.

Facebook ищет другие варианты. В октябре 2015 года Facebook в партнерстве с Eutelsat согласилась арендовать всю африканскую полезную нагрузку Ka-диапазона на Amos-6 за 95 миллионов долларов США на пять лет в соответствии с инициативой internet.org по обеспечению доступного доступа в интернет в развивающихся странах. Потеря спутника Amos-6 отменяет эту сделку с последствиями для всех участников:

Eutelsat: Компания выпустила пресс-релиз, указывающий на потенциальную потерю 45-50 миллионов евро выручки в ближайшие три года со сниженным влиянием на EBITDA из-за уменьшения расходов. Компания подтвердила свои текущие финансовые задачи и заявила, что будет изыскивать другие возможности предоставить услуги клиентам, на которых повлиял инцидент 1 сентября, до запуска своего африканского HTS-спутника в 2019 году.
Hughes/EchoStar: В начале года Eutelsat/Facebook выбрали Hughes провайдером шлюза/терминала для африканского широкополосного проекта с использованием системы ЮПИТЕР и модернизированных пользовательских терминалов. При условии, что планировалось развертывание трех шлюзов, двух дата-центров и 500 тысяч терминалов (по 100 долларов за штуку), проект мог принести Hughes выручку около 100 миллионов долларов США.
Facebook: Если компания продолжит реализацию своего широкополосного спутникового проекта, она могла бы потенциально заключить соглашение с одним из нескольких спутниковых операторов, запускающих емкости HTS на африканском рынке, включая Intelsat (IS-33e, IS-35e), Yahsat (Al Yah 3) или Avanti (Hylas 4). Однако эти операторы вряд ли отдадут емкости по 100 долларов за Мбс/в месяц, как это предусматривала сделка со Spacecom (на две третьих ниже стандартных рыночных ставок), что может сделать весь проект экономически нежизнеспособным. Кроме того, Facebook может предпочесть ускорение развертывания своей программы дрона на солнечной энергии Aquila, первый успешный полет которого состоялся 28 июня.

Страховщики запуска избежали необходимости платить. Пока спутник Amos-6 был установлен на ракете, полис страхования на период запуска еще не действовал, потому что SpaceX не запустила запланированное включение зажигания. В результате страховая сумма 285 миллионов долларов будет выплачена по полису IAI «морского грузового транзита», покрывающего транспортировку и обслуживание спутника до момента запуска.

Примечательно, что до марта 2016 года SpaceX не устанавливала спутники на ракету до завершения статических огневых испытаний. Однако начиная с запуска SES 9 SpaceX изменила программу испытаний, чтобы сэкономить деньги и время. У нас есть все основания считать, что SpaceX придется вернуться к прежним процедурам, следование которым предотвратило бы потерю спутника Amos-6.

Программа запусков: Осуществив в 2015 году семь запусков, SpaceX наметила на 2016 года беспрецедентные 18 запусков, с циклом менее двух на запуск до конца года. Поскольку теперь эта цель явно недостижима, в 2017 году программу, очевидно, придется еще больше сжать, чтобы SpaceX начала расчищать свой раздутый график.

gr2

(Ближайшие запуски SpaceX: дата, носитель, полезная нагрузка, клиент, стартовая площадка)

Возобновление полетов: Тот факт, что ракета взорвалась на стартовой площадке (а не в полете), должен ускорить расследование происшествия, поскольку эксперты смогут физически осмотреть повреждения, а не полагаться на телеметрию для определения главной причины аварии. При этом взрыв на стартовой площадке подразумевает ее разрушение и серьезные восстановительные работы. Когда Falcon сможет снова взлететь? Хотя предсказать это невозможно, необходимо помнить о нескольких основных обстоятельствах:

Причина в ракете: Если в результате расследования выяснится, что причиной аварии стали неполадки с внутренними баками или трубопроводами Falcon, можно ожидать шестимесячной приостановки запусков SpaceX для изменения конструкции, испытаний и утверждения необходимых поправок.
Причина в наземном оборудовании: Если же причиной аварии были неполадки в оборудовании стартовой площадки, любые необходимые изменения могут быть инкорпорированы в ее перестройку, без приостановки запусков ракеты.
Восстановление стартовой площадки. Поскольку взрывы на стартовой площадке происходят очень редко (в последний раз на мысе Канаверал это произошло в апреле 1960 года, когда ракета Titan D взорвалась на SLC-11), трудно оценить, сколько времени понадобится на восстановление SLC-40. Хотя этот пример и не является полной аналогией нынешней ситуации, взрыв ракета Антарес в октябре 2014 года на высоте нескольких сотен футов над стартовой площадкой привел к значительным повреждениям, на ликвидацию которых потребовалось больше года и 15 миллионов долларов США.
Перенос на площадку 39A? Ожидая восстановления SLC-40, SpaceX могла бы потенциально перенести запуски на 39A, приобретенную в 2014 году (20-летняя аренда). В настоящее время эта площадка готовится к запускам как Falcon Heavy, так и Falcon 9. Пока не ясно, когда площадка будет готова к запускам и потребуются ли какие-либо модификации после расследования аварии на SLC-40.
Ванденберг готов к запускам? Помимо мыса Канаверал, SpaceX использует запасную стартовую площадку на западном берегу для запусков на полярных и гелиосинхронные орбиты. По нынешнему плану Iridium должен быть запущен с Ванденберга 19 сентября, однако этот старт несомненно отложат, пока SpaceX не установит главную причину неудачи AMOS-6. Если виновата наземная часть SLC-40, SpaceX учесть эти обстоятельства и на площадке Ванденберга.
Ожидание для Iridium продолжится. Как уже упоминалось, следующим по графику должен был полететь Iridium, но теперь его старт будет скорее всего отложен на несколько месяцев, в зависимости от главной причины аварии. Если она связана со стартовой площадкой, задержка составит 2-4 месяца. Если с ракетой, скорее всего, 4-6 месяцев. Эти задержки приведут к тому, что Iridium не успеет (как планировала сама компания) полностью запустить группировку NEXT к концу 2017 года, хотя это лишь незначительно скажется на выручке (по сути, это будет признанием отсрочки поступлений от новых сервисов, таких как Certus и Aireon). При этом сервис Aireon все равно должен быть полностью запущен задолго до того, как 1 января 2020 года вступит в силу мандат ADS-B на оснащение.

Falcon Heavy: Тяжелая ракета SpaceX и так уже отстает от графика на четыре года. Теперь ее подготовка затянется еще больше. SpaceX планировала первый запуск на ноябрь, но теперь он, скорее всего, будет перенесен на начало 2017 года. Два первых клиента (ViaSat и Inmarsat) уже успели ранее забронировать запасные запуски, но возможны и другие отказы (ArabSat, Eutelsat, Telesat).

ВЫВОДЫ: Не зря компании из спутниковой отрасли обычно не радуются неудачам конкурентов…катастрофы трудно изолировать, от них страдает все отрасль.
Из-з плотных графиков собственных запусков, конкурентам SpaceX (Arianespace, ILS, ULA) обычно нелегко переманить к себе клиентов на запуск. Аналогичным образом, спутниковые операторы, такие как Intelsat и SES, могут приобрести какие-то рыночные преимущества в Африке, но обе компании включены в программу запусков SpaceX (Intelsat на Falcon Heavy, TBD) и вероятно столкнутся с задержкой своих запусков.

Наконец, для SpaceX, предложившей много инноваций при строительстве ракет (изготовленные на 3D-принтере двигатели, многоразовые ракеты, уплотненное топливо и т.д.) и быстро добившейся успеха, эта последняя неудача станет еще одним напоминанием о том, что «ракеты – тонкая вещь» и контроль качества очень важен, когда играешь со взрывчатыми веществами.

***