Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Проникновение цифрового ТВ на Дальнем Востоке достигло 97%

В этом году в России завершается реализация программы по развитию цифрового ТВ. В качестве показательного региона Минкомсвязи кивает на Дальний Восток, где плотность населения низкая, но цифровое ТВ доступно для 97% населения. Однако регион представляет для операторов коммерческий интерес - и без госпрограммы туда вышли все основные операторы спутникового ТВ.

Как сообщил, замминистра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин, федеральная программа по развитию цифрового ТВ финиширует уже в этом году. На сегодняшний день в России построено уже более 5 тыс. объектов цифрового ТВ.

Первые объекты цифрового телевещания были запущены на Дальнем Востоке, где на один такой объект, по данным министерства, приходится около 9 тыс. человек. Всего в регионе проживает 6,5 млн - это 5% населения страны. Для сравнения, в европейской части России одна телевышка на 40 тыс. пользователей. «Обычно вышку с передатчиком не ставят, если в зоне покрытия живет менее 5 тыс. человек. Потому что дешевле каждую семью обеспечить спутниковой тарелкой, - говорит Алексей Волин. - Но на Дальнем Востоке реализован иной подход. Например, на Командорских островах живет 637 человек, но там стоит ТВ-вышка и вещает цифровое ТВ. Пять станций в Хабаровском крае расположены в населенных пунктах, где нет круглосуточного электричества: электроэнергию там дают на несколько часов в день, в эти же часы осуществляется и вещание - однако объекты цифрового ТВ там построены».

Цифровое ТВ охватывает 97,4% населения на Дальнем Востоке, однако чтобы довести охват до 100%, по данным Минкомсвязи, понадобится серьезно увеличить количество передающих станций, так как плотность населения низкая. «Потребует почти 7 млрд инвестиционных вложений разово и ежегодно по 700 млн рублей, которые пойдут на оплату сигнала», - подсчитал Алексей Волин. При этом обеспечение тарелками спутникового ТВ всех домохозяйств региона Алексей Волин оценил в 400-450 млн руб.

По данным iKS-Consulting, рынок платного телевидения Дальнего Востока поделен между игроками федеральном масштаба и одним локальным, а в сумме эти игроки занимают 73% рынка. 34% рынка ТВ здесь у спутникового «Ориона», еще 31% - у «Ростелекома», который продвигает IPTV, и 8% - у компании «Подряд».

«Макрорегион Дальний Восток - традиционно один из лидеров компании по уровню проникновения IPTV и дополнительных сервисов, и, следовательно, по показателю ARPU, - отмечают в «Ростелекоме». - Одним из импульсов развития IPTV на Дальнем Востоке является развитие оптических сетей «Ростелекома» (как магистральных, так и на уровне доступа в домохозяйства)». К концу этого года оператор планирует завершить прокладку подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на Курильские острова, таким образом завершив программу цифрового развития Дальнего Востока.
Основная конкуренция, как и везде, в городах. Малонаселенные районы Дальнего Востока остаются на втором плане, хотя, помимо «Ориона», там выборочно представлены МТС (использует космический аппарат ABS-2A), «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ».

«НТВ-Плюс» в прошлом году начал вещание на Дальнем Востоке с использованием восьми транспондеров спутника «Экспресс-АТ2». Зона покрытия этого спутника охватывает всю территорию Дальневосточного федерального округа, включая Камчатку, Чукотку, Сахалин и Курилы. Кроме того, в соответствии с решением Федеральной конкурсной комиссии, компания получила право на вещание с использованием еще трех транспондеров спутника «Экспресс-АТ1» с точкой стояния 56 градусов восточной долготы.

«Триколор ТВ» запустил тестовое вещание на Дальнем Востоке в ноябре прошлого года. Компания арендовала у Eutelsat емкость на спутнике «Экспресс-АТ2» (140°в. д.). «Триколор ТВ» вышел на Дальний Восток с новой цифровой платформой (подробнее). В компании считают, что регион является сейчас одним из самых конкурентных рынков в стране.

По оценкам «ТМТ Консалтинг», абонентская база ТВ концу 2018 года вырастет на 1,8%, до 43,5 млн, а проникновение превысит 76%, при этом темпы роста выручки снизятся до 6%. Объем рынка по итогам 2018 года приблизится к 90 млрд руб.
***
Источник: «TelecomDaily»