Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Производители спутников подчеркивают, что для решения проблем отрасли необходимо взаимодействовать с заказчиками

Кендалл Рассел
В своих выступлениях руководители фирм, производящих спутники, затронули широкий круг вопросов - от запуска спутников до их обслуживания. При этом сложилось впечатление, что главной темой стала необходимость более активно развивать сотрудничество между изготовителями спутников и их заказчиками.

На открытии конференции зал был переполнен: участники собрались, чтобы услышать выступления руководителей ведущих компаний отрасли, производящей спутники. Под руководством модератора Кэролин Белль (Carolyn Belle), старшего аналитика консультационной фирмы NSR, участники дискуссии обсудили широкий круг вопросов, от запуска до обслуживания спутников, однако, насколько можно судить, наиболее существенные выводы касались необходимости укрепления взаимодействия между изготовителями спутников и их заказчиками.

Мартин Ван Шайк (Martin Van Schaik), вице-президент компании Thales Alenia Space, подчеркнул, что в условиях острой конкуренции и появления прорывных инноваций, подрывающих основы существующих технологий, заказчикам понадобится помощь, чтобы преодолеть некоторые проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня. «Сегодня мы наблюдаем такую важную тенденцию, как более тесное взаимодействие с нашими заказчиками в вопросах оптимизации их бизнес-плана», - сказал он. «Нам необходимо более глубокое понимание рынка и бизнеса наших заказчиков. Для нас это большое новое дело».

Президент Boeing Satellite Systems Марк Спивак (Mark Spiwak) поддержал тему, отметив, что настоящее «понимание бизнеса» - единственный путь найти правильное решение, отвечающее потребностям заказчиков. «Некоторым заказчикам нужна гибкость цифровой полезной нагрузки, а другим нет», - сказал он. По словам Спивака, чтобы быть успешным, производители должны задуматься над ответом на следующий вопрос: «Что является правильным решением с точки зрения заказчика»? Спивак считает важным умение изготовителей спутников «говорить на языке» своих заказчиков. «Идет ли речь о продолжении существующего бизнес-проекта или о растущем бизнесе, является ли местом действия развивающаяся страна или столичный регион, вопрос один и тот же: какая используется бизнес-модель и насколько используемые технологии выгодны для потребителей?», - сказал он.

Николя Шамусси (Nicolas Chamussy), исполнительный вице-президент по космическим системам корпорации Airbus, также подчеркнул важность нахождения баланса между стандартизацией производственных технологий и созданием индивидуализированных проектов. «Отсюда естественна необходимость взаимодействовать с заказчиками на регулярной основе», - сказал он.

К сожалению, никакой объем сотрудничества между производителями и операторами не в состоянии обеспечить простое решение одной из самых сложных проблем космической отрасли, а именно выведения на орбиту. «Это серьезная задача, - говорит Пол Эсти (Paul Estey), исполнительный вице-президент по ПКР, производству и испытаниям компании Space Systems Loral (SSL). «Ракета-носитель является узким местом при решении задач развития низкоорбитальных систем и восстановления былых стандартов группировок на геостационаре. Мне неизвестно о наличии хороших решений на перспективу».

Эсти также отметил, что растущая популярность спутников меньшей размерности создает новую проблему. «Все создатели низкоорбитальных группировок, которые затемнят собою небеса, захватят в своих целях все имеющиеся средства выведения», - сказал он.

Сложность проблемы лишь усугубляется в связи с сокращением срока службы спутников под влиянием технического прогресса в отрасли. «Мы считаем, что 15-летняя модель [срока службы КА] устарела, - сказал Эсти. «В телекоммуникационном бизнесе происходит так много стремительных изменений, что нам нужно обновлять полезную нагрузку намного быстрее, чем один раз в 15 лет».

«Нашему стремлению добиться полного использования потенциала наших технологий по-прежнему препятствует ограничение в виде стоимости выведения. Хотелось бы иметь большее разнообразие средств выведения ... Нам необходим реальный прорыв в этой области», - сказал Ван Шайк.

Спивак также обозначил еще одну проблему, с которой сталкиваются производители, внедряющие инновационные решения, чтобы оставаться конкурентоспособными. «Все начинается с людей», - сказал он. «Как мы можем быть уверенными, что мы привлекаем в отрасль действительно нужных специалистов? Мы не хотим все время иметь дело с одними и теми же людьми и идеями».

Однако Ван Шайк сказал, что борьба не привлекает молодых инженеров. Важно, чтобы они не осваивали привычки своих предшественников и не следовали их моделям поведения. «Как вы добиваетесь того, чтобы молодые инженеры не приспосабливались к старой культуре в первые два-шесть месяцев работы? Я думаю, что в этом и состоит реальный вызов. Мы склонны пренебрегать этим. Мы просто нанимаем несколько сотен новых инженеров ... И что? Мы видим, как они очень быстро и эффективно ассимилируются. Вот эту передачу опыта наши компании здорово освоили», - пошутил он. По словам Ван Шайка, одно из решений – ставить перед молодыми кадрами такие задачи, при решении которых их свобода творческих решений не будет ограничиваться.

Оба Chamussy и Франк Culbertson (Frank Culbertson), президент подразделения космических систем фирмы Orbital ATK, упомянули, что их компании разделяют аналогичные цели найма специалистов с менее чем трехлетним опытом работы. Эсти также надеется использовать молодое поколение, чтобы старшее поколение освоило навыки работы в изменяющейся среде. «Мы разработали программу ротации для специалистов, работающих в компании менее пяти лет, чтобы убедиться, что они не приспосабливаются к старой культуре», - сказал он. «Приток молодежи оказался весьма полезным с точки зрения упразднения задач, не работающих на добавленную стоимость».

Ближе к концу работы панели модератор Кэролин Белль поставила вопрос о том, как новая президентская администрация может повлиять на отрасль в ближайшие годы. Общее мнение панели: следует проявлять осторожность.

«Полагаю, нам необходимо очень продуманно и внимательно вести дискуссию с администрацией», - сказал Калбертсон. «На будущее идеи жить проще и «покупать только американское» в нашем бизнесе просто не сработают. Мы слишком интегрированы в общемировой контекст, слишком зависимы друг от друга. Это глобальный бизнес». Он сослался на Международную космическую станцию, как на убедительное свидетельство преимуществ международного сотрудничества, сказав, что совместная работа различных стран - « лучший способ продвижения вперед мирным путем».

Спивак согласился с этим. Он считает, что существенная часть дискуссий не противоречит интересам бизнеса, и это его воодушевляет. Прежде всего, сказал он, «мы должны поддерживать теснейшие связи с Конгрессом и администрацией».

http://interactive.satellitetoday.com/via/satellite-2017-show-daily-day-4/satellite-manufacturers-stress-collaboration-to-overcome-industry-challenges/