Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

«Панасоник Авионикс» о доходности услуг связи на борту самолета: «окончательного решения по-прежнему нет»

Калеб Генри  
«Сегодня для нас это является наиболее серьезным вызовом на рынке. Рост – не проблема. Действительной проблемой является прибыльность» — Дэвид Бранер, вице-президент по мировым продажам и маркетингу компании «Панасоник Авионикс».

«Панасоник Авионикс», один из крупнейших провайдеров спутникового широкополосного вещания для воздушных судов, сообщает, что долгосрочная и устойчивая прибыльность услуг связи на борту самолета остается открытым вопросом.

Более низкая стоимость спутникового ресурса, обычно положительно оцениваемая клиентами, действует как палка о двух концах, сообщил Дэвид Бранер, вице-президент по мировым продажам и маркетингу компании «Панасоник Авионикс», что заставляет беспокоиться о понижении уровня прибыльности.
Рост не является проблемой, но как добиться прибыльности?

Г-н Бранер сообщил, что компания «Панасоник» обеспечила услуги связи приблизительно для 1600 самолетов и в течение этого года предполагает увеличить это число приблизительно на 700 самолетов при плановом количестве 2500 самолетов. Значительное число авиакомпаний, являющихся клиентами компании «Панасоник», расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая «Сингапур Эйрлайнз», «Эйр Чайна», и базирующуюся на Тайване компанию «Ева Эйр» — это побудило компанию «Панасоник» стать основным клиентом для спутника Eutelsat-172b, запущенного 1 июня.

После того, как спутник завершит выход на орбиту при помощи электрической установки и будет введен в эксплуатацию, что по словам г-на Бранера произойдет в ноябре, компания «Панасоник» будет использовать емкость Ku-диапазона с высокой пропускной способностью для «быстро растущего сегмента авиационных сервисов, а также для стремительно развивающегося сегмента морских сервисов».

«Необходимо обеспечить значительный объем нового спутникового ресурса для поддержки роста мобильных услуг в данном регионе. Дополнительная емкость не может появиться достаточно быстро в соответствии с существующим спросом» - сообщил г-н Бранер.

Но даже с учетом осуществляемых компанией «Панасоник» исследований спроса и инвестиций в спутниковую емкость, - отметил г-н Бранер – снижение стоимости, связанное с переизбытком емкости и более высокой пропускной способностью новых спутниковых систем, делает услуги связи на борту самолета бизнесом с низким уровнем прибыли.

«Цены быстро снижаются, однако провайдерам услуг, таким как наша компания, необходимо позиционировать себя таким образом, чтобы зарабатывать пенни или два на каждом обеспечиваемом мегабите», заявил г-н Бранер. «В противном случае, бизнес не будет устойчивым. Это является наиболее значимой задачей в нашем сегменте рынка. Рост не является проблемой. Действительную проблему представляет прибыльность».

«Бизнес интенсивно развивается, но никто на этом не зарабатывает», - заявил Клод Руссо, директор по исследованиям компании «Northern Sky Research», добавив, что перед провайдерами услуг связи на борту самолета стоит ряд задач по обеспечению прибыльности, которые требуют решения.

«Данная задача требует значительных капиталовложений, а число привлекаемых пользователей по-прежнему слишком низкое. Мы видим, что стоимость услуг связи на борту не подвергается значительным изменениям, за исключением предложения бесплатного соединения. Однако, при предоставлении бесплатной услуги кто-то должен возмещать расходы. Если расходы не возмещаются за счет пассажиров, их должна возмещать авиакомпания или провайдер услуг, и в последнем случае провайдер услуг сталкивается с непростой задачей по возмещению расходов», – отметил г-н Руссо.

Г-н Бранер отметил, что компания «Панасоник» будет испытывать сложности в случае неуспеха своего бизнеса в сфере развлечения во время полетов и своей группы по предоставлению технических сервисов. Компания-конкурент «Глобал Игл Интертейнмент» также развивает устойчивый бизнес в сфере услуг развлечения во время полетов, не зависящий от спутниковой связи, а также сервисы морской связи и другие сервисы, приобретя для этого компанию EMC.

Компания «Гого», еще один провайдер услуг связи на борту самолета, является менее диверсифицированной. Несмотря на увеличения прибыли на 17 процентов на 31 марта, базирующаяся в Чикаго компания несет убытки с момента преобразования в открытую компанию в 2013 г., и не ожидает положительной прибыли до 2019 г.

По словам г-на Бранера, компания «Панасоник» доверяет рыночным исследованиям, указывающим на рост спроса на услуги связи на борту самолета в двузначном процентном соотношении. Однако, еще предстоит определить, будет ли этого достаточно для обеспечения положительной прибыли.

«Возможно ли будет получить прибыль при предоставлении данного сервиса авиакомпаниям даже при данном уровне роста? Полагаю, что этот вопрос является по-прежнему открытым. Нам всем еще предстоит найти на него ответ», – отметил г-н Бранер.

Клиентская полезная нагрузка и будущая спутниковая емкость
Существующие сомнения не означают, что компания «Панасоник» откажется от полноценного развития проектов по созданию дополнительной спутниковой емкости. Компания «Панасоник» сотрудничает со спутниковыми операторами в части разработки полезной нагрузки, оптимизированной для предоставления услуг связи на борту самолета. Существует три активных проекта: Intelsat-29e, SES-15 и Intelsat-33e, для каждой из которых компания «Панасоник» участвовала в определении полезной нагрузки. Г-н Бранер заявил, что в этом году будут объявлены еще три программы с полезной нагрузкой, в разработке которых принимала участие компания «Панасоник». Данные три полезные нагрузки будут включать характеристики, определенные компанией «Панасоник», так как компания планирует арендовать большую часть ресурса этих нагрузок.

Г-н Бранер сообщил, что компания «Панасоник» планирует подождать с анонсированием данных полезных нагрузок, чтобы предотвратить попытки конкурентов последовать по их стопам. Он отметил, что следующая значительная совместная полезная нагрузка также будет рассчитана на Азиатско-Тихоокеанский регион, она дополнит емкость Eutelsat-172b. По оценке г-на Бранера «Панасоник» будет использовать не менее 60 процентов емкости нового спутника, который будет анонсирован в ближайшие месяцы.

«Наша бизнес-модель позволяет нам арендовать новые спутники. Мы увеличим ресурс в Ku-диапазоне, поскольку мы перерастаем наши существующие возможности», - отметил г-н Бранер.

Повторяя заявление компании «Гого», отметившей в прошлом месяце, что она скорее будет открыто покупать емкость у различных операторов спутников, чем осуществлять эксплуатацию собственных космических аппаратов, г-н Бранер отметил, что затраты и сложность эксплуатации спутников заставляют компанию «Панасоник» отказаться от модели, предполагающей использование собственных спутников.

«Мы не стремимся стать оператором спутников», - заявил г-н Бранер. «Мы работаем с рядом операторов спутников и будем продолжать это сотрудничество, главным образом, в связи с тем, что данные орбитальные позиции и права на частотные диапазоны контролируются различными компаниями-операторами, и, с учетом роста нашей компании, нам требуются все большие ресурса, и мы не можем ограничивать себя сотрудничеством с одним или двумя операторами».

С учетом увеличения на орбите числа спутников с высокой пропускной способностью, обычно называемых HTS спутниками, компания «Панасоник» продолжает развивать систему «сверхвысокой пропускной способности» или «XTS» сеть для обеспечения дополнительных возможностей для воздушных и морских судов.
Г-н Бранер заявил, что «Панасоник» нацелено на «XTS» ресурс, включая будущую полезную нагрузку для Азиатско-Тихоокеанского региона, что предполагает обеспечение более высокой пропускной способности для зон интенсивного воздушного и морского трафика.

«Мы делаем то же самое в Европе, на Среднем Востоке и в Индии, а также реализуем XTS сервис для обеспечения покрытия в Северной и Южной Америке», - отметил г-н Бранер. «Северная и Южная Америка представляют существенную сложность с учетом необходимости огромного объема спутникового ресурса, что предполагает более высокие долларовые финансовые затраты. Сложно соотнести все это, но мы делаем это».

Антенны и модемы
Г-н Бранер сообщил, что два проекта антенн компании «Панасоник» в действительности подтвердили большее количество сложностей, чем предполагалось изначально, но в скором времени усовершенствованный модем обеспечит в 26 раз более высокую пропускную способность, чем существующий модем «Панасоник».

С 2014 г. компания «Панасоник» сотрудничала с компанией «Боинг» для создания новой фазированной системы - антенны с электронным управлением, впервые выведенной на рынок в 2016 г. Г-н Бранер заявил, что результатом этой работы стала «невероятно хорошая антенна» стоимостью 1 миллион долларов каждая, что слишком дорого, чтобы конкурировать с антеннами с механическим управлением.

Для услуг связи на морских судах компания «Панасоник» заключила соглашение об эксклюзивном сотрудничестве с компанией «Каймета» по разработке антенн на основе метаматериалов, однако г-н Бранер отметил, что антенна «не обеспечивает требуемых радиочастотных характеристик».

Компания «Панасоник» по-прежнему сотрудничает с обеими компаниями по разработке соответствующих антенн, заявил г-н Бранер.

«Данные компании предлагают действительно хорошие идеи, однако ни одна из них не было реализована в виде готовой системы антенны, которая обеспечила бы необходимые характеристики, в частности для воздушных судов», - отметил г-н Бранер. «Воздушные суда являются наиболее требовательной сферой, со сложными экологическими задачами, требующими наиболее эффективных решений, и мы продолжим искать решение, удовлетворяющее нашим требованиям».

В сфере модемов, - отметил г-н Бранер – поставщик наземных спутниковых систем «Ньютек» в Бельгии разработал модем третьего поколения, который компания «Панасоник» планирует начать использовать «как максимально возможно быстрый» в 2018 г. на телепортах и на воздушных судах.

«Наши клиенты, использовавшие модем первого поколения, обеспечивавший порядка 15 Мбит/сек, перейдут на мощность 250 - 400 Мбит/сек», - заявил г-н Бранер, добавив, что авиакомпании также могли бы при желании использовать несколько модемов для воздушного судна.

Г-н Бранер заявил, что новый модем может обеспечивать бесшовное переключение между лучами сигнала, с одновременной обработкой данных и приемом видеосигнала. Модем является частью мульти-сервисной платформы «Ньютек Дайлог», заявил г-н Бранер.

Изначально компания «Панасоник» планировала использовать модем второго поколения, обеспечивающий мощность на уровне 60 - 80 Мбит/сек, однако реализация проекта затянулась на столько, что компания была вынуждена изменить решение. Компания «Сауфвест Эйрлайнз» будет первой использовать данную систему, отметил г-н Бранер. Затем система будет более широко внедряться в Северной Америке и в остальной части мира.

Продолжающееся исследование Министерства юстиции
Г-н Бранер сообщил, что ни один из реализуемых проектов компании «Панасоник» не был остановлен в результате расследования в рамках Закона о противодействии коррупции за рубежом, проводимого Министерством юстиции США, о котором материнская компания «Панасоник Корп.» сообщила в феврале.

Главный исполнительный директор компании «Панасоник Авионикс» Пол Маргис и директор по финансовым вопросам Пол Боттио покинули компанию сразу после начала расследования. Эти должности в компании заняли Хидео Накано, ранее занимавший пост заместителя главного исполнительного директора, и Сейго Тада, работающий в компании «Панасоник» с 1985 г.
***