Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

ViaSat призывает коммерческие авиакомпании провести расчеты в отношении спутниковой связи

Петер Б. де Селдинг

9 августа поставщик спутниковой широкополосной связи и аппаратного обеспечения компания ViaSat Inc. попыталась нанести решающий удар по конкурентам в сфере авиасвязи, включая Inmarsat, Gogo, Global Eagle Entertainment и Panasonic Avionics.

Предчуствуя, что ближайшие месяцы могут быть решающими с точки зрения конкуренции при регистрации клиентов-авиакомпаний, пользующихся услугами связи для полетов, особенно в Северной Америке, глава компании ViaSat Марк Д. Данкберг попросил авиалинии произвести простой расчет:

Определить пропускную способность из расчета на луч, которая приходится на каждую из конкурирующих служб, и умножить ее на количество лучей, которые служба планирует выделить для своих клиентов-авиакомпаний на том или ином рынке.

Полученное «общее количество распределенных гигагерц», по словам Данкберга, будет разделено среди сотен самолетов, которые могут находиться в воздухе в переполненном авиапространстве, например, над Восточным побережьем Соединенных Штатов. Несмотря на качество модема и величину антенны авиасудна, количество «узких мест» будет расти из-за исходной пропускной способности, присущей спутникам, арендованным поставщиками услуг таких авиакомпаний.

Производительность в перегруженных районах является основным показателем эффективности

«Вы видите людей, указывающих на один-два самолета и говорящих: «Посмотрите, мы можем направлять поток Netflix» или «Мы можем получать 100 мегабит в секунду», – говорит Данкберг в ходе телефонной конференции с инвесторами, очевидно, ссылаясь на Gogo Inc., расположенную в Чикаго. – Реальная проблема такова: что происходит при появлении сотен и тысяч самолетов в небольшом количестве лучей? Люди немного обескуражены, и поэтому мы проводим нашу текущую кампанию».

Carlsbad, компания ViaSat, расположенная в Калифорнии, по состоянию на 30 июня имела 509 коммерческих реактивных самолетов, оснащенных авиасвязью Exede с помощью спутника ViaSat-1 с Ka-диапазоном. ViaSat-2, обладающий удвоенной общей пропускной способностью ViaSat-1, планируется к запуску в начале 2017 года.
Оба спутника сосредоточены на Северной и Южной Америке и окружающих воздушных и морских путях. Но Данкберг говорит, что ViaSat может сфокусировать весь диапазон ViaSat-2 над Соединенными Штатами, если это будет обосновано рыночным спросом, благодаря чему компания сможет предложить более 100 Мбит/с в расчете на каждый самолет даже при полете сотен самолетов, пользующихся связью ViaSat, в одном и том же регионе.

«Каждая из других систем в общей сложности имеет лишь около пяти-шести лучей, доступных для обслуживания всего рынка США, и каждый из этих пяти-шести лучей обладает общей пропускной способностью от 50 до нескольких сотен мегабит в секунду при их доставке в аэрокосмический мобильный терминал», – говорит Данкберг.

ViaSat-1, по его словам, в текущее время способен доставлять 100 Мбит/с в расчете на самолет даже в регионах с высоким спросом «в каждой точке полета», имея в виду зоны с высокой плотностью движения самолетов в районе аэропортов.

С помощью ViaSat-2, говорит он, тот же уровень пропускной способности в расчете на самолет будет обеспечен даже при ее потреблении 2000 самолетами и более.

Даже если конкурирующие технологии способны обеспечить 100 мегабит в расчете на самолет, максимальная пропускная способность для каждого самолета будет разделена на количество самолетов, проходящих через лучи спутника, что приведет к значительно более низкой пропускной способности спутника, доступной тому или иному самолету.

Спутники с высокой пропускной способностью в Ku-диапазоне не решат проблему из-за ограниченной пропускной способности используемых спутников. Он говорит:

«Характер отказа связан не с дороговизной пропускной способности, а с ее нехваткой, что приводит к перегруженности, медленному обслуживанию, ограниченному количеству пассажиров в самолете и ограниченной сетевой активности».

Обязательный контракт с Boeing на две платформы ViaSat-3

ViaSat разрабатывает систему следующего поколения, ViaSat-3, целевая пропускная способность которой составит в целом 1 терабит в секунду.

В отчете Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) от 9 августа компания ViaSat заявляла, что в июле предварительный заказ на ViaSat-3 компании Boeing стал обязательным контрактом.

По этому контракту стоимостью 368,3 миллионов долларов США Boeing построит две каркасные структуры ViaSat-3, а затем интегрирует в них электронную бортовую аппаратуру с встроенной системой ViaSat. Контракт включает варианты, предусматривающие покупку ViaSat до двух дополнительных платформ ViaSat-3 у компании Boeing. ViaSat планирует запустить первый ViaSat-3 в 2019 календарном году, запуск второго запланирован на 2020 год.

Этот контракт дает представление о стоимости бортовой аппаратуры. В мае 2013 года компания ViaSat заключила договоры с Boeing на строительство платформы и бортовой аппаратуры ViaSat-2 на 358 миллионов долларов США.

Нулевой рост абонентов, но более высокая прибыль в расчете на абонента

Потребители широкополосного вещания ViaSat в Соединенных Штатах, использующие тот же самый спутник ViaSat-1 и устаревающий спутник WildBlue-1, по состоянию на 30 июня составляли 696 000 абонентов – их количество не изменилось с 31 марта. Рост бытового обслуживания ViaSat по-прежнему замедлен из-за переполненности многих лучей ViaSat-1 в регионах с высоким спросом.
Но несмотря на неизменное количество абонентов, компания ViaSat смогла получить больше прибыли в расчете на абонента, помимо увеличения числа самолетов, пользующихся его услугами. Прибыль в расчете на потребителя за три месяца, заканчивающихся 30 июня, в среднем составила 60 долларов в месяц, что на 2,5 процента выше, чем по состоянию на 31 марта.
Скорректированная EBITDA, или прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации, полученная подразделением спутниковой связи, составила 72 миллиона за три месяца, закончившихся 30 июня, что на 30 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
***