Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Россия чувствует угрозу со стороны SpaceX, планирует рост в сфере спутниковой связи

Марк Холмс
На конференции SatComRus 2017 в Москве царила праздничная атмосфера: российский спутниковый оператор ФГУП «Космическая связь» отмечал 50-летний юбилей. Однако лейтмотивом мероприятия был вопрос о том, как российские космические компании могут улучшить свои перспективы на будущее. Интересно, что на состоявшейся две недели назад конференции в Москве различные докладчики несколько раз упомянули компанию SpaceX в качестве вдохновителя идей и разработчика принципиально новых планов.

Пожалуй, наиболее четко описала влияние SpaceX на Россию Елена Крившич, заместитель директора Организации «Агат». По ее словам, хотя SpaceX мало рассказывает о конфигурации своей спутниковой группировки, она несомненно представляет собой глобальную систему, способную охватить все регионы мира.

«Нам грозит отставание в сфере малогабаритных спутников связи. SpaceX намеревается использовать свои собственные средства [для выведения спутников на орбиту]. Все российские операторы имеют возможность стать операторами новых группировок или не пустить их на российскую территорию. Это выбор отрасли».

Одна из главных задач для России — обеспечить своим талантливым молодым инженерам платформу для разработки новых бизнес-моделей и замыслов. Олег Духовницкий, руководитель Федерального агентства связи («Россвязь»), дал ряд убедительных комментариев по этой теме, заявив, что «Россвязь» оказывает финансовую помощь четырем российским университетам для развития телекоммуникаций. Духовницкий рассказал о том, что в России сейчас учатся по этому направлению более 35 000 студентов, но хотя дела идут успешно, главной задачей будет распределение этих студентов по ключевым позициям. По его словам, эта ситуация «требует улучшения».

Духовницкий признал, что спутники — это один из приоритетов для ведомства. Он подчеркнул, что ГП КС имеет на орбите 12 спутников и получает 40 процентов дохода от услуг на международном рынке и 60 процентов — на отечественном.

Юрий Прохоров, генеральный директор ГП КС, отметил, что за три последних года доходы компании удвоились. «Никто не считал нас потенциальным конкурентом на международном рынке. Теперь мы работаем в 52 странах — мы являемся важным элементом общемировой системы», — сказал он.

Пусковой рынок тоже стал темой для обсуждения на SatComRus, и именно здесь сравнение со SpaceX достигло апогея. Владимир Солнцев, генеральный директор ПАО «РКК Энергия», похвалил SpaceX, назвав компанию «одним из крупнейших новых участников рынка». Он назвал Илона Маска «мастером шоу в технической области», но подчеркнул, что «РКК Энергия» в этой составляющей не хуже и способна «всколыхнуть, взбодрить рынок».

«РКК Энергия» намерена создать новую сверхтяжелую ракету-носитель. Это один из основных пунктов российской федеральной космической программы 2016-2025 гг. «Мы смотрим в будущее с большим оптимизмом», — сказал Солнцев.

Одним из главных правительственных докладчиков на конференции был Максим Мысев, директор департамента инфраструктурных проектов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Он рассказал о том, что в России проводится комплексная программа «Информационное общество», и спутники будут «жизненно необходимы» для развития цифровой инфраструктуры. Он заявил, что Министерство намерено всеми силами содействовать продвижению российских операторов в Международном союзе электросвязи (МСЭ). Преодоление цифрового разрыва в несколько следующих лет будет главной задачей Министерства. «Мы подготовили проект новой программы. Свое мнение выразили девять федеральных органов. Часто возникает конфликт интересов. Сейчас проект находится на рассмотрении в Министерстве экономического развития. После рассмотрения правительство утвердит его», — сказал он.

НОВЫЕ РЫНКИ
Хотя первая часть конференции была посвящена цифровой программе, а также планам постройки новых спутников, обсуждались также новые рынки — от Интернета вещей (IoT) до связи на транспорте. В числе новых интересных докладчиков на конференции выступила Инесса Глазкова, исполнительный директор российской компании «Небо ГК», работающей в рыночном сегменте связи в движении (COTM). Она сообщила, что «Небо-ГК» изучила такие транспортные рынки, как поезда, автобусы и авиацию, и имеет желание обслуживать эти рынки в России.

«Каждому пассажиру хочется иметь доступ к Интернету. Каждый пассажир хочет оставаться на связи. Итоговые цифры таковы: Потенциальный размер рынка на пятый год работы составляет 160 млн. единиц межмашинной коммуникации и около 6 млн. пользователей на частных автомобилях», — сказала она.

Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat, считает, что спутниковая связь будет играть ведущую роль в цифровой экономике России. «Сам размер России и масштаб спутникового охвата будет играть ведущую роль в цифровой экономике. Только спутниковая связь может обеспечить условия для Интернета вещей. Будет 8 миллиардов объектов. Будут приложения для работы со спутниками. В России, я уверен, число объектов связи превзойдет прогнозы», — сказал он.

Михаил Юрьевич Сподобаев, первый заместитель генерального директора Научно-исследовательского института радио (НИИР), сказал, что российская космическая индустрия сталкивается с трудностями в таких областях, как технология, экономика спутников, политика и наука. «Нам нужно снизить стоимость VSAT (терминалов с очень малой апертурой) для конечных пользователей. У нас нет государственной концепции спутниковой связи. У нас нет времени на то, чтобы отставать. Одна из главных задач — снижение затрат для инфраструктуры. Идет развитие 5G. Имеется несомненная потребность в спутниках высокой пропускной способности (HTS). Интеграция услуг Интернета вещей и 5G — это та область, которая выглядит весьма перспективной [для нашей отрасли]», — сказал он.

ВЕЩАНИЕ
Оживленные дебаты велись по поводу вещательного рынка России с несколькими операторами спутникового телевидения, в том числе «Триколор ТВ», «НТВ-Плюс», «Орион Экспресс» и «СТВ». Главный смысл дебатов — возможность улучшить обслуживание Дальнего Востока.

Игорь Коцарев, советник генерального директора «Триколор ТВ» по вопросам вещания, заявил, что возможность охватить услугами этот регион является важным этапом деятельности компании. «Сейчас мы предлагаем совершенно новый продукт. Это цифровой пакет, в который входят ТВ-каналы, картинка в картинке и прочее. Мы предлагаем 230 каналов. Абонент, который приобретет этот пакет, получит комплекс цифровых услуг на любой платформе на любом устройстве. Мы открываем новые сегменты на рынке платных услуг. Дальний Восток будет участвовать в опробовании этих новых услуг. Это новый выход на рынок», — сказал он.

Кирилл Махновский, генеральный директор «Орион Экспресс», сообщил, что телевидение эволюционирует, и признал, что компания все еще пытается выяснить, как молодежь собирается пользоваться контентом. «Нам нужно завоевать эту аудиторию», — сказал он.

Константин Смирнов, директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс», сообщил, что хотя компания уже присутствует на Дальнем Востоке России, возможности для роста «ограничены», поэтому операторам платного ТВ нет смысла стремиться туда. Около 5 процентов населения России живет на Дальнем Востоке и может считаться весьма удаленным от остальной части страны. Смирнов сказал, что «НТВ-Плюс», которая имеет 12,3 млн. абонентов, старается привлекать людей, которые раньше не слышали о спутниковом ТВ. По его словам, потребность в услугах 4K растет, так как всё больше людей имеют доступ к 4K-телевизорам.

Юлия Шахманова, генеральный директор «СТВ», считает, что индустрия «ошибочно» рассматривает 4K как продукт, а не как технологию. «Продажа Ultra-HD — сложный бизнес. Это очень дорогая технология. В продукты и услуги Ultra-HD вкладываются огромные деньги. Мы не думаем о нем как об отдельном продукте. Многие так и не поняли, что смотрят картинку в формате Ultra-HD, а не HD», — сказала она.
***