Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Гвинн Шотвелл о будущем для женщин, SpaceX и космической отрасли

Кендалл Расселл

SpaceX_SCR2017
Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX, надеется, что в будущем в космической отрасли будет присутствовать больше женщин. Во время своего выступления на 33-м Космическом симпозиуме Шотвелл привела цитату бывшего представителя США Беллы Абцуг, которая утверждала, что «наша борьба сегодня состоит не в том, чтобы «Эйнштейны в юбке» назначались на пост доцента. Женщины должны продвигаться по карьерной лестнице так же быстро, как и мужчины». Для Шотвелл слова Абцуг звучат актуально спустя десятилетия.

На вопрос о том, что необходимо изменить, чтобы в этой отрасли появилось больше женщин, Шотвелл сказала, что успешная работа – это наилучший способ получить признание. «Не имеет значения, являешься ли ты мужчиной, женщиной или меньшинством», – сказала она. Что касается ветеранов, уже зарекомендовавших себя в этой сфере, она призвала их «протянуть руку и помочь людям».

«Я думаю, действительно важно освободиться от предрассудков и преодолеть собственные пределы», – сказала она. Она также подчеркнула, что это не относится к будущим «Эйнштейнам»: «Мы хотим, чтобы среднестатистическая женщина могла получить повышение так же, как и среднестатистический мужчина».

Шотвелл также воспользовалась моментом, чтобы пролить свет на некоторые примечательные достижения SpaceX, а также неудачи, благодаря которым компания достигла успеха. Она показала, сколько преодолела компания SpaceX со времени первой попытки приземления ракеты на беспилотном корабле в 2013 году, который эффектно взорвался, когда система ориентации (ACS) не смогла справиться со скоростью вращения первой ступени после касания с землей. Хотя, по ее словам, инженеры SpaceX были «в ужасе», ее собственная реакция была более положительной, поскольку это испытание помогло преодолеть множество существенных промежуточных этапов. «Я прыгала и радовалась, – сказала она. – Мне нравится на это смотреть, потому что мы впервые смогли вернуть ракету, и мы достигли цели. Нам не удалось приземлить ее в целевой зоне, но мы достигли ее... эту маленькую лодку размером с почтовую марку. Я была чрезвычайно довольна этим».

Хотя SpaceX продвигала оптимальную возможность повторного использования со времен ее возникновения 15 лет назад, Шотвелл считает, что успешный запуск SES 10 30 марта ознаменовал «новую космическую эру».

Одним из преимуществ того, что мы сосредоточены на возможности повторного использования, сказала она, является большая устойчивость ракеты, построенной таким образом, чтобы выдержать повторное вхождение в атмосферу. Поэтому коммерческие клиенты компании могут быть уверены, что ракеты-носители SpaceX смогут безопасно доставить их «ценный груз» в космос.

Что касается открытий, сделанных компанией SpaceX в результате приземлений, Шотвелл сказала, что, во-первых, было обнаружено, что ремонт оборудования, упавшего в океан, чрезвычайно сложен. «Мы уж точно хотим избежать попадания какого-либо компонента в воду перед его повторным запуском, – сказала она, имея в виду капсулу Dragon, которая в настоящее время находится на этапе разработки для пилотируемых полетов. –
Минимальный ремонт двигателей является еще одним усвоенным уроком», – сказала она. Шотвелл и компания SpaceX в целом считают, что возможность повторного использования в действительности лишена смысла, если компания не может подготовить ракету для повторного полета «так же быстро, как самолет».

«Нашей теперешней задачей является повторный запуск ракеты в течение 24 часов. Именно для этого, как нам кажется, нужна возможность повторного использования», – сказала она.

Шотвелл также привела цитату Артура К. Кларка, которая, по ее словам, правильно описывает опыт повторного использования оборудования SpaceX в течение последних 15 лет: «Каждая революционная идея проходит три этапа реакции: это совершенно невозможно; это возможно, но не стоит этого делать; я всегда утверждал, что это замечательная идея».

Хотя Шотвелл утверждает, что возможность повторного использования не целесообразна для некоторых технологий и ракет-носителей компании, она отмечает, что мнение со временем меняется, и ожидает, что поставщики пусковых услуг начнут экспериментировать с многократно используемым оборудованием, поскольку повторное использование первой ступени может стоить вполовину меньше, чем строительство ракеты с нуля. Кроме того, она считает, что возможность повторного использования – это единственный способ эффективных пассажирских и грузовых перевозок на Луну, Марс и т.д.

«Я считаю, что для нас действительно важно жить более, чем на одной планете, – заключила она. – Я надеюсь, что вы все думаете о покупке билетов на Марс».
***