Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Неожиданное превращение Panasonic Avionics в приверженца спутниковых мегагруппировок

Питер Б. де Селдинг
МАУНТИН-ВЬЮ, Калифорния. Компанию, которая все последние годы была одним из самых активных и агрессивных покупателей спутниковых емкостей на геостационарной орбите, посетило озарение: она отменяет запланированные инвестиции и готовится штурмовать сектор спутниковых группировок ШПД на негеостационарной орбите, в котором намечается значительный подъем.
В последние месяцы стало ясно, что Panasonic Avionics перевела работу над спутниками сверхвысокой пропускной способности (XTS) на второй план, хотя изначально собиралась плотно заниматься проектированием специальной полезной нагрузки для геостационарных спутников связи в некоторых регионах мира.

Пожалуй, никогда еще так явно не были обозначены кардинальные изменения в подходе Panasonic Avionics к теме мегагруппировок на околоземной орбите, как 3 октября в высказываниях Дэвида Брунера, вице-президента компании по глобальным продажам и маркетингу.

Брунер возглавляет команду, которая за последние годы объездила весь мир, связывая воедино покрытия спутников крупных операторов, включая Intelsat, SES, Eutelsat, Telesat и других.

Сейчас компания предоставляет услуги связи на борту почти 1800 коммерческих самолетов и имеет заказы на установку аппаратуры Panasonic еще на 2200 воздушных судов.

Поскольку количество ресурса Ku-диапазона гораздо больше, чем Ka-диапазона, Panasonic стал по умолчанию осваивать Ku-диапазон. Позднее компания заявила, что намеревается строить большинство своих каналов «Земля-спутник» в Ka-диапазоне, потому что эти спутники становятся более доступными в международных воздушных коридорах.

Однако проект с XTS, который должен был создать дополнительный ресурс над определенными географическими зонами, теперь приостановлен.

Сокращение инвестиций в ГСО управляется ожидаемым цунами НГСО
Выступая на Симпозиуме по спутниковым инновациям, Брунер пояснил свои мысли. «Я думал, что мы достаточно хорошо знали рынок, — сказал он. — Мы были крупными арендаторами в нескольких больших проектах в секторе ГСО.

Но последние шесть месяцев меня в некотором роде напугали, причем сильно, и заставили пересмотреть направление нашей деятельности. Мы не изменили своего мнения о бизнес-модели проектов НГСО. Дело, скорее, в том, что грядущие события дестабилизируют рынок, и мы должны быть готовы воспользоваться преимуществами этой нестабильности, чтобы ускорить свой рост.

Это существенно влияет на наши схемы планирования сетей и закупок. Когда три или четыре наших крупных провайдера емкости на ГСО занялись масштабными инвестициями в услуги НГСО, это привлекло наше внимание. Один осваивает Ku-диапазон, двое — Ka-диапазон, и это так или иначе отразится на наших сетях и дальнейшей нашей деятельности».

По всей видимости, Брунер имел в виду инвестицию Intelsat в OneWeb, дополнительное капиталовложение SES в O3b SES Networks и предварительные планы Telesat по формированию своей собственной глобальной низкоорбитальной группировки. Panasonic приобрел крупные объемы спутниковой емкости всех трех компаний на геостационарной орбите.

«Настал переломный момент, — сказал Брунер. — Для ряда проектов, в которые мы вкладывали средства с целью крупных приобретений емкости, мы урезаем бюджет, чтобы иметь возможность реагировать быстрее и с большей гибкостью и быть готовыми к этому сумасшедшему периоду, в который мы готовимся вскоре вступить».

Неудачи в бизнесе НГСО и новые возможности
Высказавшись про «сумасшедший период», Брунер дал понять, что, по его мнению, многие компании потерпят крах при освоении ШПД через НГСО, но уже после того, как будут построены их сети. Это даст отличный шанс скупить емкости на НГСО по бросовым ценам, даже, может быть, во время процедур банкротства.
«Я достаточно стар, чтобы помнить, как это происходило в последний раз, и это было болезненно. И я действительно думаю, что это произойдет опять. Но надеюсь, что мы усвоили тот урок и знаем, как сделать лимонад, потому что скоро начнут сыпаться лимоны. Может быть, выгоду извлекут не самые торопливые участники рынка, после того как некоторые из этих группировок заработают, но не станут приносить прибыль и будут менять хозяев.

Мы ждем, когда это произойдет, готовимся действовать и хотим иметь достаточно капитала для того, чтобы быть готовыми расти».

Брунер сказал, что связь с низким значением задержки, предлагаемая спутниками на ОЗО, не имеет значения для 80% клиентов Panasonic Avionics. Однако остальные 20% были бы заинтересованы в получении услуг с малой задержкой передачи данных.

Конкретнее говоря, клиентам Panasonic Avionics услуги глобальной связи понравились бы. Спутники на геостационарной орбите не могут обеспечивать связь на полюсах, в отличие от группировок на НГСО, большинство из которых используют орбиты с большим углом наклона.

«Пассажиры не понимают, почему зона покрытия заканчивается на севере России и появляется вновь уже в глубине Аляски, — сказал Брунер. — Они просто хотят, чтобы связь была везде. Поэтому мы ищем решения, и это может оказаться весьма эффективным способом обеспечить обслуживание наших клиентов повсюду, где бы они ни находились, и предложить им быструю связь в сочетании с низкой стоимостью. Так что скорость тоже имеет значение».