Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Отнюдь не только для развлечения.

Питер Б. де Селдинг

Сегодня у всех в центре внимания Newspace* и Силиконовая долина. Но, пожалуй, самый динамично развивающийся сектор космической отрасли - услуги мобильной спутниковой связи. Именно в этом секторе компании ведут серьезную борьбу за долю рынка, и рынки эти – морской и авиационный транспорт.
Почувствовав, что эти рынки не безбрежны, и что более слабых достаточно скоро попросят на выход, связные компании стараются укрепить свои позиции. Пытаясь заручиться определенными гарантиями, они заключают договоры с авиакомпаниями и морскими перевозчиками относительно, например, закрепления частотных диапазонов или эксклюзивных условий для конкретных изготовителей антенн.

А тем временем разворачивается интересное шоу, от которого обязательно получат выгоду клиенты и операторы коммерческой и деловой авиации, а также торгового флота и круизных линий.

С прицелом на мобильные сервисы, спутниковые операторы начинают увеличивать емкость высокопроизводительных спутников. По крайней мере один ветеран сегмента «развлечения во время полета», компания Panasonic Avionics, кажется, готова сделать решительный шаг и приобрести свои собственные спутники.

Этот шаг компания Panasonic частично раскрыла на неделе после 7 марта на конференции Satellite 2016. Он предусматривает создание экстра-высокопроизводительных спутников в Ku-диапазоне для работы, в первую очередь, над Северной и Южной Америкой и Европой, а далее и над Восточной Азией.

Больше всего в этой новой истории поражает отсутствие консенсуса относительно базовой бизнес-модели.

Кто, за что и кому платит в этом сообществе поставщиков услуг, производителей оборудования, авиа - и судоходных компаний?

Не придется ли поставщикам емкости субсидировать установку оборудования на платформах клиента?

Кто является владельцем конечного потребителя?

А входит ли у авиакомпаний обеспечение пассажиров услугами связи в стоимость билета (как пепси и орешки), или же услуги связи предоставляется за отдельную плату?

Будет ли Netflix или Amazon Prime обеспечивать только просмотр в потоковом режиме или, с учетом удешевления хранения данных, будет также поддерживать кэширование на борту целых библиотек, имеющихся у авиакомпаний?

Будет ли завтрашний авиапассажир пользоваться собственным девайсом или предпочтет устройства с более крупным и четким форматом, а именно как раз такие сейчас разрабатываются?

Среди поставщиков услуг - Gogo, Global Eagle Entertainment, Panasonic, Thales Live TV, Inmarsat, ViaSat / Eutelsat, Hughes Network Systems, Harris CapRock и EMC – имеют хождение буквально все точки зрения, включая полярные.

Некоторые из фирм могут быть заложниками своей корпоративной истории. Если ваш бизнес заключается в предоставлении девайса для получения услуги «развлечение в полете», то модель, в основе которой пользование своим девайсом, несет вам смертельную угрозу.

На данный момент существует и консенсус: считается, что «как это происходит на земле, точно так же это происходит и в воздухе», а именно: количество клиентов резко снижается, если вы просите за услугу даже совсем маленькие деньги, и, напротив, существенно увеличивается, если услуга бесплатна. Так вот ответ на вопрос «насколько существенно» и есть ключевой показатель эффективности.

Если компания JetBlue говорит, что предложение на борту услуги WiFi с замечательными характеристиками привлекает все больше клиентов и повышает доход на пассажиро-милю, то к этому следует прислушаться. Ибо это ценностное предложение, вполне реализуемое на практике.

Еще: пассажиры авиакомпаний и круизных судов являются демографически привлекательной аудиторией для онлайн-рекламы. Чего бы они ни хотели, будь то потоковый трафик, прямые трансляции или прогулки по Сети, формирование обращенных к этой аудитории видео-пакетов вряд ли будет трудным делом.

И та же полоса частот, которая поддерживает Netflix видео, также позволяет авиакомпании, а затем, по мере продвижения к самолету, и пилотской кабине получать данные о состоянии двигателя и другую информацию. По некоторым оценкам, потенциальный доход от этого может быть даже выше, чем просто на рынке обеспечения авиакомпаний связью.

В условиях застоя на фронте выручки, операторы крупнейших спутниковых группировок и даже некоторые владельцы региональных флотов смотрят на мобильные услуги как фермер на прохладный дождь, увлажняющий в остальном весьма засушливый ландшафт. У них разные мнения относительно того, какое решение лучше для перегруженных воздушных и морских магистралей - Ku- или Ka-диапазон. Но они инвестируют, чтобы не остаться на обочине.

Это необыкновенное шоу – конечно, покуда оно продолжается.
___________________________________________
*Newspace – «новая» космическая деятельность вне NASA, финансируемая из частных источников и до известной степени противопоставляемая «официальной» космической деятельности. Включает появившиеся в последнее время РН и КА, изготовленные частными компаниями типа SpaceX (прим. пер.).


Print Friendly and PDF