Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Руководитель ГП КС сомневается в успехе новых спутниковых группировок

Марк Холмс
В этом году ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) отмечает 50-летний юбилей. Это ключевая веха в истории одной из старейших компаний отрасли. Недавно Via Satellite провел интервью с Генеральным директором ГП КС Юрием Прохоровым. Речь шла о 50-летии компании, а также о месте ГП КС в развивающемся спутниковом мире.

ГП КС имеет полное право отмечать 50-летний юбилей существования во всё более неспокойной отрасли, однако Юрий Прохоров реально смотрит на вещи и дает довольно строгую оценку текущего положения и возможного будущего отрасли.

Прохоров считает, что некоторые значительные достижения ГП КС сложно переоценить, когда компания отмечает свой 50-й день рождения. Он отмечает, что первый спутник связи компании, «Молния-1», который был запущен в 1965 году, почти через восемь лет после запуска «Спутника», успешно осуществлял первые сеансы телевизионной и телефонной связи между Москвой и Владивостоком. «От Москвы до Владивостока такое же расстояние, как от Тулузы до Лос-Анджелеса. Это поразительно. Я старше, чем ГП КС. Успеху этого первого спутника содействовал еще один из моих учителей», — говорит Прохоров.

Однако компания меняется, и теперь Прохоров ведет ее в эру, где она может получать за рубежом не меньше прибыли, чем в России. Возможно, это время не за горами.

«Мы надеемся продолжать стабильный рост, который у нас был в последние несколько лет, и надеемся, что через пять лет 50 процентов дохода у нас будет поступать из России, а 50 процентов — из-за рубежа. Однако, стараясь выйти на эти показатели, нужно учитывать валютную ситуацию и силу/слабость рубля. Некоторые из наших новых спутников, которые скоро появятся, будут обслуживать регионы на Дальнем Востоке. Так что нам нужно думать о конечном потребителе, а также о том, где потребитель будет покупать эту новую емкость», — сказал Прохоров.

Мысли о новых группировках
Я встретил Прохорова на выставке IBC в 2017 году, сразу после Международной недели по спутниковой связи в Париже, где доминирующей темой бесед была конвергенция спутников на разных орбитах. Одной из ключевых тем стало то, как операторы традиционных спутников на ГСО могут выживать и процветать в новых условиях. Прохоров разделяет точку зрения руководителя ABS Тома Чоя, который весьма откровенно высказался о некоторых новых группировках на низкой околоземной орбите (ОЗО), которые выходят на рынок. «Неудивительно, что опять возобновились эти разговоры. Все пока неопределенно, и общая ситуация представляется туманной. Конечно, на рынок выходят новые участники, но меня немало удивляет то, что некоторые глобальные спутниковые операторы испытывают проблемы с переизбытком емкости на стандартной ГСО, и вдруг они обращают внимание на ОЗО, когда у них уже более чем достаточно емкости на ГСО», — комментирует Прохоров.

Прохоров обеспокоен тем, что отрасль устремилась в неизведанный рынок, где окупаемость инвестиций далеко не всегда гарантирована. «Когда я разговариваю лично с этими руководителями, которые разрабатывают эти новые системы, и спрашиваю о клиентском оборудовании и бизнес-планах, я не получаю четких ответов на некоторые простые вопросы. Но ведь это вопросы первостепенной важности. Поэтому я начинаю сомневаться в прибыльности и жизнеспособности этих систем. Они коммерчески жизнеспособны или нет? Нам кажется, что система на ОЗО не может обеспечить окупаемость капиталовложений в короткий срок», — поясняет он.

Прохоров интересуется, как операторы низкоорбитальных систем смогут продавать достаточно емкости, чтобы получать прибыль, и признает, что испытывает сомнения в некоторых подобных бизнес-планах. «Время покажет, прав я или нет, окупятся ли капиталовложения в действительности или нет», — добавляет он.

Несмотря на это, он не исключает, что «Космическая связь» сама в конечном итоге придет к спутникам на низких орбитах, если — и когда — это станет экономически обоснованным. «Мы внимательно наблюдаем за этим рынком. Следим за ключевыми проектами на низкой и средневысотной околоземной орбитах. Но мы считаем, что вокруг ОЗО образовалось много нездоровой шумихи, которая мешает инвесторам вкладывать деньги в некоторые реальные телекоммуникационные проекты, которые могли бы приносить прибыль. Я думаю, что от этой шумихи выиграют производители спутников и поставщики услуг по запуску космических аппаратов», — сказал он.

Ввиду этих комментариев и разговоров о «нездоровой шумихе» вокруг этих новых группировок, я прямо просил Прохорова: может ли, по его мнению, преуспеть такая компания как, например, OneWeb? «Мы по-прежнему не знаем, куда идет рынок, и в этом главная проблема, — ответил он. — Я мог бы сказать, что у многих руководителей спутниковых операторов имеются многочисленные емкости на ГСО, и они могут предоставлять услуги уже сейчас, притом намного дешевле, чем группировки на низкой или средней орбите. Услуги OneWeb могут оказаться очень кстати через два года, но не сейчас».

Приобретения
Учитывая, что ГП КС достигла 20%-го ежегодного роста в прошлые годы, компания находится в довольно сильном финансовом положении, хотя колебания курса рубля часто влияют на ее общую прибыль и на ее способность продавать спутниковую емкость. Так как ГП КС — это международный оператор с мощным присутствием в России, компания находится где-то между глобальными спутниковыми операторами без национального рынка и молодыми национальными операторами, появившимися в последние несколько лет, такими как, например, «Азеркосмос» и Es’hailSat.

Маловероятно, что компания будет делать какие-либо приобретения, так как Прохоров считает нецелесообразной покупку другого оператора. «Я не заметил успешных приобретений в спутниковом секторе за последнее время... Есть также культурные различия, которые следует учитывать. Некоторые из них могли бы затруднить любое слияние. Одна компания может оказаться попросту неспособна переварить другую. Выразительным примером этого стало приобретение PanAmSat компанией Intelsat. По отдельности оба оператора были довольно успешны, но их комбинация оказалась совсем не так хороша, как ожидалось», — говорит он.

Однако, хотя компания не намерена совершать приобретений на рынке, она может искать пути для создания дополнительных партнерств. Уже много лет она поддерживает партнерские отношения с Eutelsat. «Мы также подумываем о разработке бизнес-моделей с другими спутниковыми операторами. Например, у нас успешно сложилось сотрудничество с Eutelsat, и мы можем наладить больше подобных отношений», — добавляет Прохоров.

Переломный момент
Итак, можно ли сказать, что ГП КС подошло к переломному моменту в своей истории? Кто-то сказал бы «да», учитывая разноплановую структуру выручки и выход на новые рынки, включая Латинскую Америку, в последние годы. С 2013 по 2015 год компания запустила на ГСО семь новых спутников. «Это позволило нам увеличить объем спутниковой емкости на рынке. Это дает нам определенный уровень гибкости. Мы нарастили спутниковую емкость, и у нас хороший уровень резервирования. В настоящее время ведется изготовление еще двух спутников: Экспресс-103 и Экспресс-80. Думаем, мы закажем еще три спутника для ГСО», — сказал Прохоров.

Хотя Прохоров не испытывает большого восторга по поводу спутников на низких орбитах, он не исключает других амбициозных шагов в том, что касается новых орбит. «Я не вычеркиваю высокоэллиптические спутники из наших планов, потому что на эту категорию мы смотрим с энтузиазмом. Высокий эллипс отвечает потребностям клиентов в России и в Арктике. Две трети поверхности Земли покрыто водой, поэтому я сомневаюсь в этих проектах на ОЗО, — сказал Прохоров. — Мы надеемся разработать услуги, связанные с использованием спутниковой емкости на высокоэллиптической орбите. Примерно 7 процентов населения России живет в северных районах, где оптоволоконных сетей нет, поэтому спутник — единственный способ принести связь в эти регионы». VS
***