Ежегодная конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания в России

Второе нарушение в работе спутника Intelsat IS-33 создало угрозу для его дальнейшей эксплуатации в космосе

Питер Б. Де Селдинг
Среди клиентов спутника Intelsat IS-33 поставщики услуг аэронавигационной и морской мобильной связи, которые могут адаптироваться к работе спутника без коррекции по оси «север-юг». Однако традиционные стационарные телекоммуникационные службы – уже совсем другое дело.

ПАРИЖ — Спутник Intelsat IS-33, запущенный на орбиту в августе 2016 года, был введен в эксплуатацию с задержкой из-за сбоя основного двигателя. Теперь, согласно заявлениям официальных представителей отрасли, у спутника возникла вторая и возможно еще более серьезная проблема.

Последний сбой, который, по словам официальных представителей, еще должен пройти полную диагностику, привел к аномально высокому использованию топлива во время стандартных операций поддержания ориентации спутника.

В частности, IS-33 потребляет больше топлива, чем следует, для выполнения маневров коррекции по оси «север-юг», которые геостационарные спутники осуществляют в течение всего срока эксплуатации для того, чтобы оставаться в зоне полной видимости стационарных наземных станций.

Представители отрасли заявили, что страховые компании согласились выплатить компенсацию Intelsat в связи со сбоем двигателя, однако некоторые из них не выражают ту же уверенность относительно проблемы с перерасходом топлива.

Не все страховщики приняли страховое требование Intelsat
Компания Intelsat оформила страховое требование на общую сумму 78 млн. долл. США, включающее обе проблемы, и начала получать выплаты от страховщиков. Однако некоторые страховые компании удерживают компенсацию и ждут дополнительную информацию.

Представитель промышленности сообщил, что проблема состоит в том, что производитель Boeing Satellite Systems International еще не подготовил окончательный анализ каждой проблемы, несмотря на то, что прошел уже год.

Нарушение работы двигателя Intelsat 33e привело к замедлению вывода спутника на круговую геостационарную орбиту после запуска в августе 2016 года. В связи с этим коммерческая эксплуатация в позиции 60° в.д., с широкой зоной покрытия, включающей Европу, Ближний Восток, Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, началась лишь в конце января. Официальные представители Intelsat заявили, что сбой двигателя привел к уменьшению бортовых запасов топлива спутника, но ненамного, и таким образом снижение планового срока эксплуатации в 15 или более лет должно быть минимальным. Последняя проблема сделала эти расчеты неактуальными. Компания Boeing отказалась комментировать проблему на IS-33.

Диана Дж.Ванбебер, вице-президент Intelsat по отношениям с инвесторами и коммуникациям, подтвердила нарушение в управлении ориентацией, и сообщила в своем заявлении, что компания Boeing должна определить корневую причину каждой проблемы.

«Страховое требование Intelsat 33e включает две эксплуатационные проблемы. Первая – это нарушение работы основного двигателя, использующегося для поднятия орбиты. Вторая – перерасход топлива для управления ориентацией спутника во время выполнения маневров коррекции по оси «север-юг». Что касается причин, идет интенсивное комплексное техническое исследование, однако причины еще не были точно определены».

«Обсуждения со страховщиками спутника продолжаются в штатном режиме», – говорится в заявлении Intelsat.

Intelsat – ключевой заказчик для спутниковых страховщиков
Intelsat является одним из ключевых клиентов спутниковых страховщиков. В связи с тем, что вариантов страхования спутников на рынке много и что с учетом предыстории страхование не оборачивается чрезмерными суммами, страховые компании стремятся заслужить расположение ключевых клиентов.

Таким образом, необычным является тот факт, что несколько страховщиков отказались удовлетворить страховое требование Intelsat. Представитель промышленности заявил, что страховщики ждут дополнительную информацию по объему снижения топливных запасов и по причинам проблем.
IS-33 – второй из семи спутников с высокой пропускной способностью Intelsat Epic HTS. Первый, IS-29e, стартовал в январе 2016 года. Еще три — IS-32e, IS-33e и IS-35e — были запущены на орбиту в период с февраля по июль этого года.

Пятый Epic, IS-37e, планируется запустить 5 сентября на европейской ракете-носителе «Ariane 5». Все спутники, за исключением IS-32e, являются моделями Boeing 702. У других спутников, выведенных на орбиту к настоящему времени, проблем с двигателями не было обнаружено.

Операторы спутниковой связи часто прекращают обслуживать свои космические аппараты в оси «север-юг» на последнем этапе эксплуатации для сохранения топлива и обеспечения дополнительных лет работы.

В результате спутник начинает описывать восьмерку, что усложняет работу стационарных наземных антенн, но многим мобильным клиентам это подходит, так как их антенны могут отслеживать местоположение спутника.

Среди клиентов IS-33e поставщики аэронавигационной связи Gogo, Panasonic Avionics и Global Eagle Entertainment, а также поставщики услуг связи для судов Speedcast и Marlink.
***